Главная » ЭКОНОМИКА » Аналитики оценили преимущества для России от налога на Google и Facebook

Аналитики оценили преимущества для России от налога на Google и Facebook

Фoтo: DPA / ТAСС

Экспeрты Цeнтрa стрaтeгичeскиx рaзрaбoтoк (ЦСР), в рукoвoдствo кoтoрoгo вxoдит пoмoщник прeзидeнтa Рoссии Мaксим Oрeшкин, прoaнaлизирoвaли вoзмoжныe сцeнaрии рeфoрмирoвaния нaлoгooблoжeния ИТ-гигaнтoв в Рoссии и oцeнили прeимущeствa и нeдoстaтки кaждoгo с пoдxoдoв. Пo иx мнeнию, Рoссии слeдуeт пeрeстрaxoвaться нa случaй прoвaлa пoискoв eдинoгo на всex стрaн пoдxoдa к рaспрeдeлeнию нaлoгoв цифрoвыx кoрпoрaций и внeдрить сoбствeнный цифрoвoй нaлoг. В тo жe врeмя oднoстoрoнниe мeры мoгут спрoвoцирoвaть ужeстoчeниe сaнкций СШA. Тeкст исслeдoвaния eсть у РБК.

Нaлoгoвoe нeрaвeнствo

Прaвилa нaлoгooблoжeния нe успевают из-за развитием современных цифровых бизнес-моделей. Иностранные ИT-гиганты, зарабатывая нате пользователях по всему миру, платят габель на прибыль только по месту регистрации сердце-квартиры. В результате страны не только теряют налоговые средства к существованию, но и нарушаются принципы справедливой конкуренции — национальные цифровые компании платят паче налогов и, соответственно, работают в менее выгодных условиях, нежели зарубежные.

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) с 2015 годы пытается найти единый международный подход и решить проблему несправедливого распределения налогов ИТ-гигантов. Выработать механизм, который устроил бы трендец страны, пока не удалось.

Главная секрет в том, как рассчитать, какая доля прибыли мультинациональной корпорации надо на ту или иную страну. До) какой степени прибыли генерируют пользователи в той или не этот стране, знают только сами корпорации, только они не раскрывают детальную информацию, отмечали дотоле опрошенные РБК эксперты. Поэтому сохраняется большая неотчетливость, и, вероятно, единый механизм так и не склифосовский разработан. «До готового результата до сей поры далеко, и есть риск, что в целом консенсуса в ОЭСР отнюдь не будет», — заявил получай презентации доклада руководитель направления «Налоговая курс» ЦСР Левон Айрапетян.

www.adv.rbc.ru

Ряд государств, в том числе Великобританию, Францию, Италию, не дожидаясь глобального консенсуса, в одностороннем порядке ввели собственные цифровые налоги.

В конце 2019 годы ОЭСР опубликовала предложения по двум блокам Pillar 1 и Pillar 2, которые должны послужить основой для достижения мирового консенсуса. Основные мера единого механизма планируется подготовить к июлю 2020 годы, а окончательное решение предполагается достичь к концу 2020 возраст.

Российский Минфин в поисках новых источников пополнения казны вот и все начал прорабатывать варианты ужесточения налоговой нагрузки бери международные ИТ-корпорации. Положение об этом появилось в «Основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики сверху 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов». Но конкретных законодательных инициатив пока нет.

«В целом автор полагаем, что сегодня было бы надлежаще приступить к подготовке и разработке цифрового налога, — говорит Айрапетян. — Нам не мешает подстраховаться на случай неблагоприятного исхода переговоров и отбомбить свои фискальные интересы в случае, если ОЭСР приставки не- придет к единому механизму».

C 2017 годы в России уже действует «тягло на Google» — неволя иностранных продавцов цифровых услуг платить НДС в России, и тысячи иностранных компаний встали держи учет в российских налоговых органах.

Однако НДС с электронных услуг покрывает вдаль не все digital-модели и не решает проблему несправедливого распределения прибыли. «Отмечание для уплаты НДС никак не меняет ситуацию после распределению прибыли. Достаточно открыть формальный контора, но по факту здесь нет ни одной души», — утверждает Левон Айрапетян.

По-под «налог на Google» неважный (=маловажный) подпадают, например, доходы от онлайн-рекламы, таргетированной возьми российских пользователей, и продажа данных россиян. «Они в качестве кого раз могли бы стать объектом обложения цифровым налогом», — отмечает Айрапетян.

Упущенная расход

  • Введение цифрового налога увеличит доходы государства.

Благо ОЭСР так и не придет к единому решению, страны, которые ранее разработали цифровой налог, окажутся в более выгодном положении, в ведь время как у стран, которые подобный дань не разрабатывали, уйдет время на подготовку законодательства, отмечается в докладе ЦСР. «Они могут почесать взимать налог, который причитается нам», — предупредил Айрапетян.

  • Цифирный налог уравняет условия для бизнеса, поддержав отечественные цифровые компании.

Расея одновременно является рынком — потребителем цифровых услуг и поставщиком таких услуг, располагая конкурентоспособными для международном уровне ИТ-компаниями: «Яндекс», «ВКонтакте», Wildberries и др. Одначе сейчас прямые конкуренты отечественных компаний находятся держи российском рынке в более выгодных условиях, платя не так налогов.

  • Цифровой налог подстрахует на карамболь, если механизм ОЭСР будет распространяться невыгодный на все ИТ-корпорации.

Дело в волюм, что в декабре 2019 года США, т. е. основной поставщик электронных услуг, предложили натворить единый подход опциональным, и ОЭСР приняла идею к рассмотрению. Ставленный США режим safe harbor (правило безопасной гавани) оставляет из-за ИТ-гигантами право отказаться от разработанного ОЭСР решения. «В таком случае до странами встанет вопрос, как быть с компаниями, которые откажутся ото модели ОЭСР, — рассуждает Айрапетян. — Напрашивается не более один вывод: взимать с них тот самый узкодогматический цифровой налог». Если при таком решении у России маловыгодный будет готового механизма, придется с нуля создавать цифровой налог, тогда как другие страны уж будут взимать платежи и получать дополнительные средства, предупреждает ЦСР.

По предварительной оценке ОЭСР, дополнительные финансы от введения механизма в группе стран, в которую входит и Третий Рим, составят в среднем около €390 млн в годок. Односторонний цифровой налог принесет больше поступлений, отмечают в ЦСР, потому-то что по модели ОЭСР страны делятся доброжелатель с другом правом взимать налоги.

Разработка цифрового налога, соответственно оценке экспертов, может занять около лета.

При другом сценарии, если ОЭСР до сего времени же выработает единый подход, у России короче только одна проблема — точь в точь интегрировать в локальное законодательство механизм ОЭСР. Если нет консенсуса не будет, Россия просто сделает минутный налог постоянным, резюмировали эксперты.

Какие страны ввели цифирный налог

Первой страной стала Франция, сделавшая сие в 2019 году. Платежи по ставке 3% платят цифровые компании с суммарным доходом согласно всему миру от €750 млн, больше €25 млн из которых принесли французские пользователи. Притом срок исковой давности по цифровому налогу увеличен с трех давно шести лет. Однако Франция приостановила заимствование налога до конца 2020-го с условием, ась?, если до конца года ОЭСР мало-: неграмотный выработает единый механизм, взимание налога возобновится. В 2020 году Пятая республика планирует собрать благодаря новому налогу больше €450 млн.

Турция с 1 марта альфа и омега взимать цифровой налог по ставке 7,5%. Британский лев планирует начать взимать цифровой налог соответственно ставке 2% с апреля 2020 года и оценивает дополнительные хлеб от £275 млн в 2021–2021 годах. Авзония планирует ввести 3-процентный налог с января 2021 лета и получать свыше €600 млн каждогодно. На случай, если ОЭСР не примет нераздельный подход, свой механизм также разработала Иберия.

Как правило, в этих странах налогом облагается удой компаний от трех основных видов услуг:

  • обслуживание цифровых платформ и маркетплейсов;
  • онлайн-реклама, таргетированная в пользователей в этой конкретной стране;
  • продажа данных, полученных держи основе предоставленной пользователем информации.

Свой система с 2016 года действует в Индии, он принес государству $39 млн дополнительных доходов. Сбором соответственно ставке 6% облагаются доходы иностранных компаний через b2b-сделок в области цифровой рекламы.

Венгрия взимала налоги с онлайн-рекламы нате венгерском языке по прогрессивной ставке через 5,3 до 7,5% и 5% около вторичном налоговом обязательстве. Однако за 2018 година венгерский налоговый орган отчитался о низком уровне собираемости с зарубежных компаний и обнулил поборы.

Минусы цифрового налога

Вместе с преимуществами введения цифрового налога эксперты ЦСР оценили возможные негативные последствия таковой односторонней меры.

  • Главный минус односторонних мер — двойное обложение налогами.

На налоги от одной и той а онлайн-сделки, например между пользователями изумительный Франции и Италии, могут претендовать обе страны. Изо всех стран, которые внедрили цифровой дань, лишь Великобритания предусмотрела меры для частичного устранения двойного налогообложения. В частности, компаниям разрешено удерживать сумму. Ant. добавлять расходы на уплату цифрового налога изо базы по налогу на прибыль, а вдобавок относить 50% налогооблагаемых доходов на юрисдикцию, идеже действует аналогичный цифровой налог.

  • Цифровой бир может спровоцировать дополнительные санкции США — основного поставщика электронных услуг.

Что-то около, Франция заморозила цифровой налог в том числе изо-за угрозы повышения таможенных пошлин со стороны США. Американская ландсгевдин назвала цифровой налог Франции дискриминационным и пригрозила присоединить 100-процентные пошлины на ввоз французских товаров в сумму $2,4 млрд.

  • Дополнительный налог нарушит неизменность условий для международного бизнеса — обтекаемость возрастет, и инвестиции снизятся.
  • Вслед за Россией страны бывшего Советское государство могут ввести аналогичные цифровые налоги, и если на то пошло уже пострадают российские цифровые компании, работающие в сих странах.
  • Если ОЭСР все но выработает единый подход, России придется переустраиваться и нести дополнительные издержки.

Резюмируя, эксперты ЦСР подчеркивают, отчего «у варианта с односторонним введением в России цифрового налога одну каплю более выгодная позиция». «Да концептуально оба варианта равны в балансе связанных преимуществ и недостатков. Итоговое намерение должно зависеть от приоритетов государственной экономической политики», — заключается в докладе.

Подпишитесь возьми рассылку РБК.
Рассказываем о главных событиях и объясняем, что-что они значат.

Автор:
Ольгуся Агеева

Оставить комментарий