Главная » ЭКОНОМИКА » Банковская пятилетка: консолидация, «Базель III» и уход в розницу

Банковская пятилетка: консолидация, «Базель III» и уход в розницу

Крeдитнaя зaчисткa

Нa 2014–2018 гoды пришeлся oснoвнoй этaп рaсчистки бaнкoвскoгo сeктoрa oт нeустoйчивыx игрoкoв. Рeзультaты впeчaтляют: числo учaстникoв рынкa сoкрaтилoсь пoчти вдвoe — бoлee чeм c 900 крeдитныx oргaнизaций нa нaчaлo 2014 гoдa дo 464 нa сeрeдину 2019 гoдa. Причины oтзывa лицeнзий в пoдaвляющeм бoльшинствe нe были уникaльными: бaнки либo прoвoдили высoкoрискoвaнную крeдитную пoлитику, принимaя пoвышeнныe риски бeз aдeквaтнoгo рeзeрвирoвaния, либo aктивнo нaрушaли зaкoнoдaтeльствo в сфeрe лeгaлизaции (oтмывaния) дoxoдoв.

. Рeйтинг крупнeйшиx

кoмпaний Рoссии

Пo фaкту мнoгиe бaнки дaжe нe вeли сoбствeннo бaнкoвский предпринимательство в его классическом понимании: зачастую их движение представляла собой различные схемы по выводу активов с подачи аффилированные структуры либо отмыванию денежных средств.

Победа зачистки сектора пришелся на 2014–2016 годы — чуть за три года было отозвано побольше 250 лицензий (т. е. 70% от общего числа отозванных лицензий). В 2017 году сумма отзываемых лицензий резко снизилось, однако вычищение перешла на следующую стадию: регулятор примерил нате себя новую роль — санатора.

Кинетика числа отозванных лицензий банков

Регулятор и санатор

В 2017 году был введен в исполнение новый механизм санации, который предусматривает передачу проблемного отмель Фонду консолидации банковского сектора (ФКБС), подконтрольному Банку России. Новая коммутация предполагает прямое участие Банка России в качестве инвестора. Присутствие старой схеме санация осуществлялась силами Агентства в области страхованию вкладов (АСВ) с привлечением внешних инвесторов.

Ранее в августе 2017 года новый механизм был опробован бери банке «Открытие» и аффилированных с ним структурах. Равным образом менее чем за полгода под контролирование ФКБС перешли еще два банка этак называемого московского кольца — Бинбанк и Промсвязьбанк. В 2018 году ресурс пополнился банком «Советский» (разрешение у которого в итоге была отозвана в июле 2018 годы), Банком АВБ и Азиатско-Тихоокеанским банком. В томик же году в фонд были переданы Расширение Банк и банк «Траст», держи базе последнего впервые в истории банковского сектора был сформирован си называемый банк непрофильных активов. Сегодня в нем аккумулированы проблемные и непрофильные авуары банков, санируемых через ФКБС.

Банк

Годовщина отзыва лицензии

Активы на секунда отзыва лицензии (млн руб.)

ООО «Внешпромбанк»
21 января 2016 годы
281 743

ПАО «Банк «Югра»
28 июля 2017 возраст
251 376

ПАО «Татфондбанк»
31 мая 2019 возраст
210 550

ПАО «Банк «Российский кредит»
24 июля 2015 возраст
140 509

ООО АКБ «Пробизнесбанк»
26 апреля 2019 лета
125 510

ООО КБ «Интеркоммерц»
12 Гуся 2015 года
102 778

АО КБ «Росинтербанк»
17 апреля 2019 возраст
98 999

АО «Анкор Банк»
3 владычица 2017 года
89 416

ООО «Судостроительный банк»
12 апреля 2019 возраст
66 685

ООО КБ «Транспортный»
20 мая 2015 годы
57 661

ВСЕГО

1 425 226

Примечательно, что на 355 банков, лишившихся лицензий с 2014 числом 2018 год, пришлось менее 4% активов сектора, а вишь доля девяти банков, взятых на санацию с 2017 лета, превысила 6%.

Власть крупных

Оборотной стороной зачистки сектора стал расширение его концентрации на небольшом числе игроков. С вводные положения 2014 года количество действующих банков сократилось близко на 50%, тогда как активы сектора выросли побольше чем на 60%. При этом жеребий топ-20 банков, в 2014 году составлявшая 68%, к середине текущего годы выросла до 83%. Прошедшие пять планирование ознаменовались рядом слияний и поглощений (M&A), крупнейшими изо которых стали объединение Бинбанка и МДМ Жестянка и присоединение Ханты-Мансийского банка, Номос-бикс и банка «Петрокоммерц» к «Открытию» (2016). Оздоровление Бинбанка и «Открытия», а вместе с ними и Промсвязьбанка в 2017 году полнове изменила расстановку сил в банковском секторе, как на блюдце увеличив долю государства: с учетом банков, принадлежащих государству при помощи госкомпании, она выросла с 56% в 2014 году накануне 70% на начало 2018-го и продолжила всходить. В 2018 году число банков с госучастием пополнилось Азиатско-Тихоокеанским банком, а в начале 2019-го — Московским индустриальным банком, перешедшим лещадь контроль ФКБС.

Консолидация на госбанках держи этом не закончилась. Только в 2018 году ВТБ объявил о покупке враз трех частных банков — «Возрождения», Саровбизнесбанка и Запсибкомбанка, а банчик «Глобэкс» присоединился к Связь-банку, некоторый, в свою очередь, до конца текущего возраст должен интегрироваться в Промсвязьбанк. В результате на середину 2019 годы доля банков с госучастием в активах сектора достигла рекордных 72%.

Посредь частных банков лишь единицы сумели наладить конкуренцию госбанкам в процессах консолидации. Наиболее активным оказался Совкомбанк, вслед пять лет интегрировавший четыре банка, начиная Меткомбанк (2016) и Росевробанк (2018), а также осуществляющий финансовое выздоровление банка «Экспресс-Волга».

Ежели же говорить о малых и средних частных банках, в таком случае большинство из них оказываются аутсайдерами в конкурентной борьбе с крупнейшими игроками. Первейший сегмент бизнеса для большинства таких банков — кредитование малого и среднего бизнеса — за кризиса показывает слабый рост, да и миллион качественных заемщиков остается ограниченным. Выход сверху новые рынки сопряжен с заметными временными и материальными затратами, дополнительное подавление оказывают и регулятивные новации, требующие вложений в рационализация бизнес-процессов.

Показатели концентрации банковского сектора

Гон на маржу

Прошедшая пятилетка ознаменовалась падением и последовавшим по (по грибы) ним ренессансом потребительского кредитования. Розница, предел роста которой пришелся на 2010–2012 годы, основные положения показывать признаки перегрева еще в 2013-м, а истечении (года) вхождения экономики в острую фазу кризиса в конце 2014 годы ситуация резко обострилась: просрочка стремительно выросла, а гряда крупнейших банков-монолайнеров стал терпеть убытки. В 2015 году произошел и зачинщик случай дефолта розничного банка — в ноябре была отозвана авторизация у Связного Банка.

Однако уже через пару полет розничное кредитование не просто восстановилось после предкризисного уровня, но на рынке заговорили о формировании нового пузыря и грядущем очередном кризисе неплатежей.

Вследствие вовремя организованной программе субсидирования процентной ставки посчастливилось избежать сильной просадки ипотечного кредитования в 2015 году. А поуже с 2016 года рынок вновь перешел к росту сверху фоне активного снижения ключевой ставки. В 2017 году активное редемаркация началось и в сегменте необеспеченной розницы: более низкие ставки позволяли заемщикам рефинансировать старые долги, а вдобавок привлечь большую сумму кредита при прежнем ежемесячном платеже.

Нате фоне растущего спроса все больше банков устремились в розницу в попытках надергать хорошую маржу на фоне стагнирующего корпоративного кредитования. Розничное кредитование оказалось единственным сегментом, в котором региональным банкам посчастливилось составить конкуренцию крупнейшим игрокам.

В результате темпы роста розничного кредитования в 2018 году превысили 20% вразрез активным мерам по охлаждению рынка, принимаемым Банком России с 2017-го. Кассовость розничного сегмента оказалась столь высокой, по какой причине перекрывала негативные последствия для капитала ото повышения коэффициентов риска. Тем не не в такой мере растущая конкуренция на фоне стагнирующих доходов населения вынуждает банки увеличивать (торжественность похорон) свои риск-политики: в ипотеке все сильнее кредитов выдается с первоначальным взносом менее 20%, а необеспеченные сумма все чаще выдаются на длительные сроки — после пяти-семи лет — к снижения долговой нагрузки заемщиков.

Равнение нате Запад

За последние пять лет существенным новациям подвергся приставки не- только рынок, но и механизм его регулирования.

С 2014 годы Банк России последовательно приближал стандарты регулирования к рекомендациям Базельского комитета по мнению банковскому надзору: начиная от правил расчета капитала прежде введения новых нормативов достаточности капитала и ликвидности. В 2017 году Банчок России утвердил публичный перечень системно значимых кредитных организаций (СЗКО) в соответствии с «Базелем III». Возьми СЗКО стали распространяться требования к соблюдению показателя краткосрочной ликвидности и дополнительные повышенные запросы к достаточности капитала. Одновременно с этим регулятор предоставил про СЗКО возможность получения безотзывной кредитной абрис с целью выполнения норматива краткосрочной ликвидности.

Сеяние «Базеля III» оказало заметный хороший эффект на капитализацию сектора — буде на 1 января 2014 года запас согласно достаточности капитала банков в среднем по системе составлял приближенно 2%, то на 1 июля 2019-го — ранее 4%. С одной стороны, за это век Банк России снизил требования к нормативу Н1.0 (с 10 по 8%), с другой — за пяток лет активы сектора прибавили заметные 60%.

В 2018 году Копилка России впервые внедрил принципы пропорционального регулирования, разделив до сей поры кредитные организации на две группы точно по уровню собственных средств, объему требований к ним и разрешенных видов деятельности. Взвешивание необходимости такого регулирования и вариантов его реализации продолжалось в среднем десяти лет. В результате банки с капиталом больше 1 млрд руб. получили менее жесткие спрос к нормативам и отчетности (в частности, они рассчитывают меньшее сумма нормативов и не обязаны готовить отчетность по части МСФО), однако были ограничены в работе с нерезидентами и в уровне принимаемых рисков (паче жесткие требования по нормативам концентрации).

Эндшпиль пятилетнего периода ознаменовалось знаковым событием — с начатки 2018 года в России вступил в действие шаблон МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты», устанавливающий образ мыслей подготовки и представления финансовой отчетности в части финансовых активов и обязательств, в томишко числе признания ожидаемых кредитных убытков вслед весь срок действия финансового инструмента. Для порядка переход на новый стандарт в отчетности произошел в январе текущего возраст. Однако полный набор регуляторных требований к банкам, включающий в себя безвыездно изменения «Базеля III», планируется регулятором к внедрению единственно в 2022 году.

Автор:
Мишуля Доронкин, директор-руководитель направления банковских рейтингов агентства НКР, Гуня Лопатин, старший аналитик группы рейтингов финансовых институтов агентства НКР

Оставить комментарий