Главная » ЭКОНОМИКА » Экономисты не нашли в нацпроектах причин для роста ВВП

Экономисты не нашли в нацпроектах причин для роста ВВП

Фoтo: Пeтр Кoвaлeв / ТAСС

Нaцпрoeкты нe рaзгoнят рoссийскую экoнoмику, считaют в бритaнскoй кoнсaлтингoвoй кoмпaнии Oxford Economics. Иx шевелящий эффeкт нa eжeгoдный рoст ВВП сoстaвит прeнeбрeжимo мaлыe 0,1–0,2 п.п. в прeдстoящиe пяточек лeт, утвeрждaeт стaрший экoнoмист Oxford Economics Eвгeния Слeпцoвa в aнaлитичeскoй зaпискe, дaтирoвaннoй 28 oктября (eсть в рaспoряжeнии РБК).

Выгоды уравновесятся ростом налоговой нагрузки

Слепцова акцентирует подчеркнуть что на инвестиционных нацпроектах, таких как образ действий расширения магистральной инфраструктуры, «Безопасные дороги» и «Жилье и городская окружающая обстановка», которые призваны ускорить экономический расширение, но сомневается в стопроцентном освоении средств в них, учитывая текущие задержки в финансировании.

«Аж если темпы финансирования инвестиционных нацпроектов ускорятся драматически сообразно сравнению с уровнями октября 2019 года и достигнут 80% к концу лета, чистый эффект на ВВП 2019 лета, с учетом негативного влияния повышения НДС (с 18 впредь до 20%), предположительно, будет близок к нулю», — прогнозирует возлюбленная. Если уровень освоения не превысит 80% и в последующие годы, выгоды через капиталоемких нацпроектов для краткосрочного экономического роста окажутся на глазо равны потерям от повышения НДС, утверждает хозяйственник.

В среднесрочной перспективе даже при стопроцентном и эффективном расходовании средств опрятный положительный вклад в рост ВВП составит единственно 0,1 п.п. в 2020–2021 годах и 0,2 п.п. в 2022–2024 годах, констатируют авторы.

Хвала на РБК www.adv.rbc.ru

Источниками финансирования нацпроектов являются приблизительно в равной пропорции повышение ставки НДС и дополнительные госзаимствования. Вслед за счет повышения налога правительство соберет сильнее 600 млрд руб. доходов в год, а эта мера затормозила экономику в 2019 году. До данным за девять месяцев 2019 лета, поступления НДС обеспечили 57,5% ненефтегазовых доходов бюджета.

Нацпроекты идут как черепаха

  • По состоянию на начало октября в нацпроекте «Жилье и городская сфера», который предусматривает увеличение жилищного строительства в один с половиной раза к 2024 году, потрачено 57% средств федерального бюджета, заложенных сверху 2019 год.
  • На нацпроект «Безопасные дороги» — 56%.
  • Получай комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры — 46%.
  • Общем федеральный бюджет за девять месяцев 2019 возраст потратил 284 млрд из 563 млрд руб., заложенных возьми 2019 год по этим трем капиталоемким нацпроектам, неужто около 50%.
  • Общий уровень исполнения федеральных расходов нате 12 нацпроектов и план модернизации инфраструктуры составляет 55,7% (сколько-нибудь более 1 трлн руб.) к началу октября, необходимо из данных Казначейства.

«Прорыва приставки не- будет»

Для оценки эффектов капитальных затрат возьми экономический рост Слепцова использовала фискальные мультипликаторы. Они показывают, точь в точь меняется ВВП в зависимости от увеличения госрасходов: скажем так, если увеличение расходов на 1% ВВП коррелирует с приростом экономики для 0,5%, это значит, что мультипликатор равен 0,5.

Существует немножечко оценок мультипликаторов для российских бюджетных расходов: в частности, оценки Алексея Кудрина и Алексюха Кнобеля (.pdf) и недавние данные департамента исследований и прогнозирования Жестянка России. Oxford Economics взяла медианный коэффициент из этих и других работ и получила художник 0,5 для капитальных инвестиций из бюджета. Нагнетатель повышения НДС — отрицательный (недоработка 0,75), говорилось в исследовании Банка России. Комбинируя сии показатели, Слепцова пришла к выводу, что полноценная и эффективная самореализация инвестиционных нацпроектов может сама по себя увеличить рост ВВП на 0,5–0,6 п.п., же с учетом отрицательных эффектов от повышения НДС побудитель для экономики сокращается до 0,1–0,2 п.п.

Делать что эффективность реализации нацпроектов окажется выше ожиданий, очищенный вклад в рост ВВП может увеличиться предварительно 0,4–0,5 п.п., признает эксперт, так в любом случае «национальные проекты безвыгодный дадут прорыва с точки зрения российской модели роста, вплоть до тех пор пока институциональная среда продолжает ослаблять производительность, а население в трудоспособном возрасте сокращается».

Эффекты безвыгодный прояснены

Минэкономразвития ожидает, что российская хозяйственная жизнь ускорится с 1,3–1,7% роста в 2019–2020 годах накануне 3,1–3,3% в 2021–2024 годах, в волюм числе за счет реализации нацпроектов.

А экономические институты даже в официальных заключениях получи и распишись проект бюджета 2020–2022 годов высказывают сомнения в лапа с этим. В отзыве экономического факультета МГУ по-под руководством Александра Аузана говорится, что впряженный в приоритетных национальных проектах потенциал стимулирования экономики малограмотный превышает 0,3–0,6 п.п. дополнительного прироста ВВП в годик. «Механизм реализации национальных проектов (до поры) до времени в полной мере не заработал и, судя ровно по всему, дает серьезные системные сбои», — утверждают ученые МГУ.

Завоевание нацпроектов в динамику экономического роста до этих пор остается неясным, указывают в Российском экономическом университете им. Плеханова. Требуются обоснованные подсчеты мультипликативного эффекта по каждому нацпроекту, вместе с тем таких расчетов до сих пор недостает, отмечают там.

Подпишитесь на рассылку РБК.
Рассказываем о главных событиях и объясняем, отчего они значат.

Автор:
Ишута Ткачёв

Оставить комментарий