Главная » ЭКОНОМИКА » Экономисты заявили об «избыточном оптимизме» бюджета России

Экономисты заявили об «избыточном оптимизме» бюджета России

Фoтo: Мaксим Стулoв / Вeдoмoсти / ТAСС

Гoсдумa 23 oктября принялa в пeрвoм чтeнии прoeкт фeдeрaльнoгo бюджeтa нa 2020 гoд и плaнoвый пeриoд 2021–2022 гoдoв. Этoму прeдшeствoвaлo рaссмoтрeниe прoeктa в кoмитeтax нижнeй пaлaты, a тaкжe aкaдeмичeскиx и дeлoвыx кругax. Свoи зaключeния, в чaстнoсти, прeдoстaвили РAНXиГС и Альма-матер Гaйдaрa, МГУ, НИУ ВШЭ, Финaнсoвый унивeрситeт рядом прaвитeльствe и т.д.

РБК изучил иx oтзывы и выдeлил oснoвныe критичeскиe зaмeчaния.

Нeoпрaвдaнный oптимизм

Бaзoвый вaриaнт мaкрoэкoнoмичeскoгo прoгнoзa нa 2020–2022 гoды, нa основе которого сформирован смета, предусматривает рост ВВП в 2020 году получи и распишись 1,7% и на 3,1–3,2% в последующие годы. В области итогам 2019 года экономика должна умножиться. Ant. уменьшиться на 1,3%, что эксперты ВШЭ считают свыше всякой меры оптимистичным.

Рост ВВП на 1,7% в следующем году выглядит нереальным получай фоне ожидаемого замедления внешнего спроса и снижения темпов роста потребительского кредитования с 24 задолго. Ant. с 4%, указывают в совместном заключении эксперты РАНХиГС и Института Гайдара. Оценку такого резкого снижения давало Минэкономразвития (собственно его прогноз лежит в основе бюджета), а ЦБ, правда и ожидает замедления роста, но не такого значительного, предварительно 10%. Если в 2019 году вклад потребительского кредитования в добавление конечного спроса, по оценке МЭР, составит 1,7 трлн руб., ведь в 2020 году — лишь 0,4 трлн руб. В результате предполагается резкое затормаживание потребительского спроса до 0,6%, указывают эксперты.

Двигатель торговли на РБК www.adv.rbc.ru

Экономисты РАНХиГС и Института Гайдара тоже отмечают избыточную оптимистичность прогноза. Они напоминают, точно сохраняются внешние риски, в том числе падение внешнего спроса и цен на нефть. «Сейчас жесткая денежная политика и предельно жесткая бюджетная стратегия обуславливают затухание роста даже при благоприятной внешнеэкономической ситуации», — пишут они.

В заключении Финансового университета около правительстве авторы обращают внимание на высокие темпы сокращения собственных активов у населения, размещаемых в виде денежных сбережений, инвестиций, имущественных и других видов вложений. В сих условиях «сокращаются возможности увеличения инвестиций якобы основы устойчивого экономического роста», как будто ставит под сомнение обоснованность заложенного в базовом сценарии прогноза ускорения темпов роста ВВП в 2020 году в блат с предполагаемым расширением инвестиционного спроса до 5,8%.

Недоинвестированный человечный капитал

Бюджет консервирует сложившуюся структуру расходов возле невозможности существенно увеличить производительные бюджетные протори (на образование, здравоохранение, инфраструктурные инвестиции) ажно в условиях реализации национальных проектов, отмечается в заключении ВШЭ. В лапа с этим там предлагают дополнительно проанализировать риски неполной реализации нацпроектов в взаимоотношения с недостаточным финансированием из федерального бюджета.

Производительные протори всей бюджетной системы, увеличивающие человеческий состояние, в проектировках Минфина до 2022 года в свою очередь существенно не растут. Доля расходов бюджетной системы для образование сократится с 3,8% в 2020 году поперед 3,6% в 2022-м, а расходы на здравоохранение соответственно отношению к ВВП составят 3,6% в 2020 году и 3,4% в 2022-м.

Чисто отмечают эксперты РАНХиГС и Института Гайдара, про успешного структурного развития требуется поддерживать совокупные затраты государства на уровне не ниже 35,5–36% ВВП. «Клеймящий по структуре расходов к 2036 году [долгий бюджетный прогноз], так и останутся недофинансированными вложения в человека (создание и здравоохранение)», — подчеркивают они.

ВШЭ предлагает повысить бюджетные расходы на человеческий капитал вслед счет ослабления бюджетного правила — при помощи увеличение цены отсечения нефти. По их расчетам, продление цены отсечения на $5 за барель в современных условиях равносильно увеличению расходов федерального бюджета взять на 700 млрд руб. В 2020 году аминь доходы от продажи нефти сверх цены $42,4 вслед за баррель будут направляться в Фонд национального благосостояния (ФНБ).

О необходимости обогатить инвестиции в образование и здравоохранение пишет и Финансовый заведение. Это будет способствовать снижению неравенства в доходах, решению проблемы бедности, повышению социальной мобильности населения и в конечном счете «сокращению региональных диспропорций и устойчивому экономическому росту».

Налоговая производительность растет

Бюджетная политика должна способствовать формированию стабильных фискальных условий, в среде тем текущая политика в налоговой сфере в последние двое года не вполне соответствует этому намерению, отмечают эксперты ВШЭ. Что-то около, увеличение ставки НДС с 18 до 20% привело к временному повышению инфляции, замедлению экономического роста и ухудшению динамики инвестиций.

«Помимо того, важнейшие квазиналоговые платежи, такие якобы утилизационный сбор, налог на доходы операторов засада связи общего пользования, туристический сбор, предполагается влить в Налоговый кодекс, что даже с учетом отложенного введения предусмотренных кодексом мер ответственности равным образом по сути является увеличением фискальной нагрузки», — пишут они.

Зачисление неналоговых платежей в Налоговый кодекс должно взвинтить качество оценки налоговой нагрузки, из расчета которой боле не будут выпадать перечисленные платежи, указывают экономисты РАНХиГС и Гайдаровского института. Совместно с тем они предупреждают о рисках увеличения административно-контрольной нагрузки получай налогоплательщиков и усиления их налоговых рисков в своя рука с ужесточением ответственности за неуплату, более широкими полномочиями нового администратора парафискальных платежей (ФНС) в комбинации с высоким уровнем неопределенности быть расчете базы обложения.

Споры о будущем ФНБ

Ликвидная клок ФНБ превысит 7% ВВП в следующем году, словно позволит начать инвестировать средства из него. Аллокуция может, в частности, идти об инвестиционных проектах, входящих в строение нацпроектов и комплексного плана модернизации магистральной инфраструктуры, отмечают эксперты ВШЭ. Они предлагают законодательно прихватить объем расходования средств из фонда, с целью не вызвать перегрева экономики.

Финансовый ситет считает правильным законодательно установить минимальный неснижаемый совокупность ликвидной части ФНБ, достаточный, чтобы восполнить прогнозируемое снижение нефтегазовых доходов в течение трех планирование.

Экономисты университета также считают, что ликвидная доза ФНБ объемом 7% ВВП — «всего лишь гарантия относительно стабильного исполнения бюджетных обязательств в условиях одного кризиса». «Кредиты такого размера нельзя считать устойчивым инструментом сохранения и передачи доходов через истощаемых ресурсов будущим поколениям. Считаем целесообразным прибавить. Ant. уменьшить предельный максимальный размер ФНБ до 15% ВВП либо отм от ограничения предельного размера фонда — возле придании ему статуса фонда будущих поколений», — говорится в документе.

Максимально допустимый объем ресурсов ФНБ, доступных для инвестирования, в 2020 году составит 1,7 трлн руб., в 2021-м — 3,7 трлн руб., в 2022 году — 5,8 трлн руб., указывают эксперты Российского экономического университета им. Плеханова. Сверху проекты внутри страны может быть потрачено 15–20% сих средств, порядка 300–400 млрд руб. в ключевой год, но больше в последующие, сообщал досель первый вице-премьер, министр финансов Широкий Силуанов.

Экономисты РЭУ также согласны с необходимостью укрепить и размер инвестиций за счет средств ФНБ, си как в противном случае «использование ФНБ короче носить проциклический характер и вступать в противоречие с бюджетным правилом, образуя дополнительные инфляционные и валютные риски для российской экономики».

Цель бюджета продолжает политику накопления средств ФНБ: к концу 2022 годы объем фонда практически удвоится и превысит 12% ВВП, отмечается в заключении Экономического факультета МГУ. Его авторы, шиворот-навыворот, считают, что дальнейшее накопление официальных резервов, которые сейчас превышают объемы государственного и корпоративного внешнего долга, лишено экономического смысла. Соответственно оценке Института исследований и экспертизы Внешэкономбанка, ажно если цена на нефть в 2020 году снизится накануне $27 за баррель и останется на этом уровне, накопленных резервов ФНБ к на финансирование бюджетного дефицита в течение шести парение, отмечают экономисты МГУ.

Подпишитесь на рассылку РБК.
Рассказываем о главных событиях и объясняем, кое-что они значат.

Автор:
Аннуся Гальчева

Оставить комментарий