Главная » ЭКОНОМИКА » Интервью Антона Силуанова РБК. Главное

Интервью Антона Силуанова РБК. Главное

Фoтo: Влaдислaв Шaтилo / РБК

Oб oтстaвкe прaвитeльствa

«Узнaл oб oтстaвкe, кaк и всe, 15 янвaря. Пoмню этoт мoмeнт, кoгдa сoстoялoсь пoслaниe, наш брат пoдгoтoвили мeры финaнсoвoгo oбeспeчeния пoслaния. Былo скaзaнo, чтo в прaвитeльствo приeдeт прeзидeнт, я пoдгoтoвил нeбoльшoй дoклaд, xoтeл дoлoжить рукoвoдству стрaны. A oкaзaлoсь, чтo нe пoтрeбoвaлoсь».

Oтстaвкa нa будущee: зaчeм Влaдимир Путин нaчaл рeфoрму влaсти

Мнeниe

15 янвaря прaвитeльствo Дмитрия Мeдвeдeвa, в кoтoрoм Aнтoн Силуaнoв сoвмeщaл дoлжнoсти пeрвoгo вицe-прeмьeрa и глaвы Минфинa, ушлo в oтстaвку. В прaвитeльствe Миxaилa Мишустинa Силуaнoв сoxрaнил зa сoбoй тoлькo дoлжнoсть министрa финaнсoв.

www.adv.rbc.ru

Нaлoги

Oб увeличeнии нaлoгoвoгo брeмeни

«Стaвки пoчти нe мeняются, ты да я дoгoвoрились, чтo дo 2024 гoдa нaлoгoвoe брeмя мeняться нe будeт. Сим и рукoвoдствуeмся. Тo, чтo нaлoгoвaя xoрoшo рaбoтaeт, вoспринимaeтся нeкoтoрыми кaк тo, чтo рaстeт нaлoгoвaя нaгрузкa. Нaoбoрoт. Нeскoлькo лeт нaзaд мнoгиe кoмпaнии рaбoтaли в сeрoй зoнe. A сeйчaс нaлoгoвaя испoльзуeт сoврeмeнныe тexнoлoгии, сoврeмeнныe фoрмы рaбoты с нaлoгoплaтeльщикaми, кoтoрыe пoзвoляют (про)являть нaрушитeлeй. Уйти oт нaлoгoв стaнoвится всe слoжнee. Этo xoрoшo, нo этo нeльзя вoспринимaть кaк увeличeниe нaлoгoвoй нaгрузки, пoтoму чтo сие выполнение всеми тех условий, которые прописаны в законе. Сие еще и конкурентное условие: если кто-так платит вбелую, а кто-то в конвертах, создаются разные условия для бизнеса. Когда мы выравниваем налоговые фон, мы выравниваем условия и ведения бизнеса, и сие приносит нам доходы в бюджет, но сие не увеличение налоговой нагрузки».

О потенциал снижения налоговых ставок

«Вместе с ростом налоговых доходов растут и налоговые обязательства. Примерно послание президента — требуются огромные деньги, около 4 трлн руб. до 2024 лета включительно. Откуда их брать? Если автор этих строк откажемся от бюджетного правила, будем перенимать, но снижать бремя, стоимость долга увеличится и лэндинг заемных средств на рынке увеличится. Расходные обязательства направлены в часть числе и на стимулирование экономического роста. Я увеличили темпы роста, увеличили доходы населения в томик числе. Поэтому сейчас мы балансируем средь и ростом доходов в результате собираемости, а не роста дополнительных пруд, и ростом важных и нужных для людей расходных обязательств».

О прогрессивной шкале налогообложения

«В обществе, безусловно, давно назрел запрос на социальную понятность. 13% платит человек, который получает минимальную заработную плату, и оный, кто получает 12 млн руб. в годок. Справедливо это или нет? Наверное, (у)потреблять основания говорить о том, что люди с большими доходами должны предпочтительно платить. Но это сегодня так и подчищать, потому что люди с большими доходами имеют побольше комфортное жилье, ездят на дорогих автомобилях, а куш на имущество у нас прогрессивная. Но автор этих строк до 2024 года не меняем ставки после налогам. А к 2024 году рассмотрим предложения. Целое зависит и от степени прогрессии. Можно засобачить и 60%, а можно 13–15–18%. Осанна богу, сейчас есть 13%; если я еще раз увеличим ставки налогообложения труда, так мы получим желающих уйти от уплаты. Недурно бы просмотреть вопрос о снижении налогов получи и распишись труд, и тогда мы могли бы бякать, что для богатых слоев населения не запрещается изменить ставку налогообложения».

Ставка после НДФЛ в настоящее время составляет 13% в (видах всех слоев населения России. В 2018 году умереть и не встать время прямой линии президент Владимир Путин объявил, яко изменение плоской шкалы налога на средства к существованию физических лиц и введение налога с продаж являются нецелесообразными и неэффективными мерами, которые увеличат нагрузку бери население.

О возможности снижения ставки социальных взносов

«Пока нагрузка на труд запредельная. Мы и без задержки думаем, как снизить налоги на работенка, потому что это 30% страховых взносов и 13% поборы на доходы физических лиц. Это высокая работа. У нас большую часть страховых взносов платит предприниматель. Для него это очень сложно, благодаря) (этого и происходят всяческие схемы уклонения. Самое первооснова, найти источники компенсации для снижения сих взносов. Большая часть из 30% — 22% — эмеритальный взнос. Если мы снизим, у Пенсионного фонда склифосовский дыра в бюджете, чем ее закрывать? Бюджетом? Идеже нам взять такие деньги? Снизить ставки раньше 20% — это 2 трлн руб. Идеже такие деньги взять? Надо найти постоянные список литературы, которые могли бы заместить. Автор этих строк заинтересованы в снижении этой нагрузки, но и в фолиант, чтобы сбалансировать общие подходы к налогообложению, дай вам отрасли не пострадали. Если это творить, то это должно быть чувствительно чтобы наших предпринимателей. Если уж снижать, так так, чтобы это дало результат — охота работать вбелую и платить соответствующие налоги. Вид оплаты взносов работниками, а не работодателями отнюдь не обсуждается».

Сейчас общая ставка социальных взносов, которые работник по найму уплачивает за работника, составляет 30%, изо них 22% поступает в Пенсионный фонд России, 5,1% — в Запас обязательного медстрахования и 2,9% — в Ресурс социального страхования. Если зарплата сотрудника больше 1,29 млн руб. в год, то главная квартира пенсионных взносов с суммы сверх этого порога уменьшается накануне 10%.

Правительство вернулось к идее резко снизить общую ставку с 30 задолго. Ant. с 23–25%, писали «Ведомости» со ссылкой нате трех федеральных чиновников. По информации издания, регрессивную шкалу интересах высоких зарплат предлагается отменить. В 2017–2018 годах, рано ли власти обсуждали снижение ставки социальных взносов поперед 22%, источником для восполнения потерь социальных фондов должны были стоить дополнительные доходы от увеличения НДС прежде 22%. Но в итоге с 2019 года НДС был повышен с 18 предварительно 20%, а ставка страховых взносов осталась неизменной.

О налоговых льготах исполнение) нефтяников

«Я, как министр финансов, веков) выступаю против налоговых льгот. Если возлюбленная принимается, то должна что-то служить стимулом и давать эффект — рост отрасли тож предприятия. Если льгота выдается без условий, в таком случае мы просто увеличиваем расходы бюджета. Теперь новое правительство по-новому взглянуло для вопрос льгот. Оно ставит задачу впереди Минфином, чтобы посмотреть на те услуги, которые были даны, посмотреть эффект с этих льгот, куда пошли деньги через нее. Если раздавать льготы без условий — они приставки не- работают: инвестиции не увеличиваются, [зато] дивиденды выплачиваются до настоящего времени больше, бюджетные расходы идут в карманы акционерам.

Приставки не- буду называть месторождения, по которым приняты решения о предоставлении льгот, организмизм следующий: даем льготу, но на эту сумму взять обязательства по вложениям в новое или действующее недра, которые дадут возможности увеличить объем добычи, извлечь дополнительные налоговые поступления. Если этого невыгодный происходит, льготу забираем.

Что касается нефтяников, они небедные аппарат, но что они говорят — тетечка месторождения, которые существуют, исчерпываются. И если безграмотный предоставлять дополнительные преференции, то невыгодно получать. Чтобы не довести ситуацию в отрасли вплоть до сокращения объемов добычи, конечно, надо обсуживать и вопросы преференциальных режимов, но с обязательным условием вложения полученных с этих льгот денег в новые проекты иль действующие. Мы будем сейчас в Минфине собирать новый блок, который будет это надзирать. Будут заключаться специальные соглашения, которые будут мониториться».

Невыгода федерального бюджета от льгот нефтяникам с 2013 годы выросли более чем вдвое — с 0,5 трлн задолго. Ant. с 1,2 трлн руб., отмечается в «Основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики бери 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов». Из-за пять лет доля льготируемой добычи нефти удвоилась — с 26,7% в 2013 году вплоть до 49,8% в 2018 году (56,6% в первом квартале 2019 возраст). Хотя льготы удвоились, инвестиции с 2014 задолго. Ant. с 2018 года выросли лишь на 33% (например на 350 млрд руб.).

Минфин сообщил о росте налоговых льгот на нефтяников в четыре раза

Экономика

Изъятие правительством контрольного пакета акций Сбербанка

На хрен сделка не нарушает бюджетное правило

«Да мы с тобой инвестируем средства Фонда национального благосостояния (ФНБ) в покупку акций Сбербанка. После этого все у нас соответствует требованиям законодательства. Получаем близкий актив — платит дивиденды, верный, думаю, будет расти в цене. Эти мошна в виде прибыли Центрального банка идут в смета. Получается, что деньги ФНБ заходят в банчок и обратно возвращаются в бюджет. Здесь смысл бюджетного инструкция заключается в том, что мы нефтегазовые финансы переформатируем в ненефтегазовые доходы. ЦБ говорит, что же будет внимательно смотреть и при конвертации средств ФНБ, которые без задержки в валюте, в рубли, будет на рынке реквизировать дополнительную ликвидность, которая будет образовываться и навести погреб негативное влияние на курс. Бюджетное весло дает гарантии стабильности курсового прогноза. С уверенностью могу возговорить, что сделка минимально отразится на курсовых соотношениях, так как ЦБ как регулятор примет все необходимые в (видах этого меры».

ЦБ продаст Сберегательный банк правительству по рыночной стоимости

Деньжата

О продаже доли ЦБ в Сбербанке (50% выгода одна акция) стало известно 11 февраля. Силуанов пояснял, как правительство выкупит компанию за счет средств с Фонда национального благосостояния по рыночной цене. Вывод о продаже ЦБ доли в Сбербанке он объяснял устранением конфликта интересов, что давно обсуждался. Регулятор не должен находиться (в присуствии) участником организации, за которой осуществляет выслеживание, пояснял глава Минфина. Позже Силуанов сообщил, кое-что вырученные от продажи доли Сбербанка презренный металл станут дополнительным доходом госбюджета, которые позволительно использовать для выполнения поручений президента Владимира Путь из послания Федеральному собранию. Он тоже отмечал, что благодаря доходам от торговые связи удастся сохранить бюджетное правило, которое позволяет максануть поручения Путина.

Стоимость всего пакета Минфин оценивал в 2,5 трлн руб. В рамках первой части торговые связи ведомство планирует выкупить часть акций стоимостью 1,2 трлн руб. Другие акции выкупят в 2020-м или 2021 году. Силуанов отмечал, аюшки? правительство готово оплатить первую часть торговые связи, как только будет принят соответствующий канон. В Госдуму законопроект о продаже акций Сбербанка внесли 17 февраля.

О финансировании социальных инициатив правительства вслед счет сделки

«Мы долго говорили, стократ зачислять эти деньги: в доходы или вспять в ФНБ. Мы столкнулись с необходимостью изыскания серьезных ресурсов. Затерять их при соблюдении бюджетного правила было бы петляво. Поэтому было решено, что доходы ото этой сделки должны пойти не в ФНБ, а держи финансирование дополнительных трат в связи с реализацией послания. Таже, мы надеемся, экономика сгенерит дополнительные репертуар, и мы сможем дополнительные средства на реализацию посланий обретший в рамках текущих поступлений в бюджет».

Банки

О высокой доле банков с государственным участием в финансовом секторе

«В теории сие не очень хорошо. В теории госсектор в меньшей степени эффективен, чем частный. В жизни бывает в области-разному, все зависит от менеджмента, какой управляет тем или иным активом. Сберегательный банк — банк государственный, были неодинаковые периоды управления этим банком. До Германа Грефа (атаман Сбербанка. — РБК) считали банчишко неэффективным, отделения закрывались. Пришел новый руководитель и сделал банк конфеткой. Все зависит ото управленца, команды, которая работает с тем не то — не то иным активом. Кадры решают все.

Да, хотелось бы, чтобы доля банков с госучастием была в меньшей степени. Для вкладчиков это хорошо. Для развития банковской системы — маловыгодный очень. Тут опять же урок работы с регуляторами. Я считаю, что здесь кардинальных изменений действовать не нужно, нужно заниматься повышением эффективности работы сих банков и делать так, чтобы они работали в эффективной среде».

Якобы выполняется поручение президента о повышении максимальной фонды страхового возмещения вкладов с 1,4 млн перед 5 млн руб. в тех банках, которые лишились лицензии

«99,7% всех вкладчиков имеют вложения до 1,4 млн руб. В Госдуме проглатывать законопроект, который предусматривает государственное страховое обкладывание вкладов до 10 млн руб. в случаях, в некоторых случаях человек столкнулся со сложной жизненной ситуацией. Видать, это правильно. Повышение порога оправданно. Власти предержащие поддержало этот законопроект. Повышать всем накануне 5 млн руб. — это небольшая номер вкладчиков. Нужно ли это создавать? Пока склоняемся к тому, что нужно паче адресно помогать людям, которые попали в сложную ситуацию».

О снижении став по ипотеке

«Справедливо критикуют аппарат и банки, когда у нас инфляция ниже 3%, а жалование по ипотеке — около 9%. Автор этих строк подготовили целый перечень предложений, в первую цепочка они касаются финансового регулятора — Жестянка России, [чтобы] смягчить регуляторику. Правительству должно создавать пакетные решения по ипотеке. Если только банк им следует, то можно было бы баять о снижении рисков за соответствующие кредиты. Снижение ипотеки — сие и снижение банковских ставок, снижение риск-весов после ипотечным кредитам, для этого мы будем трудиться вместе с ЦБ, и вопрос поддержки льготных категорий, семей с детьми в первую кортеж. Уверен, что мы в этом году, к концу возраст, средний размер ставки по ипотеке снизим вплоть до 8%. Надеюсь на это».

В ноябре 2019 годы средневзвешенная ставка по ипотеке в рублях обновила важный минимум: по данным ЦБ, показатель опустился задолго. Ant. с 9,19% годовых, следует из данных ЦБ. Умилостивление условий на ипотечном рынке простимулирует требования на рефинансирование, предупредил регулятор и рекомендовал банкам сообразоваться эту угрозу при оценке рисков и, взять, ввести дополнительные комиссии. Ипотека остается без памяти дорогой для россиян: кредиты со ставкой 9% малограмотный могут помочь гражданам улучшить жилищные требование, говорил премьер-министр Михаил Мишустин.

Бизнес

Об отмене ЕНВД и возможных альтернативах

«ЕНВД был создан в в таком случае время, когда у нас не было потенциал померить обороты предприятия. Сейчас мы переводим в полном составе бизнес, который работает в розницу, на рекуперация контрольно-кассовой техники. У налоговых органов лопать объективная информация о налогооблагаемой базе. Налоговая отдел подготовила предложения о том, что делать малым предпринимателям, которые нынче находятся на этом режиме: идти получи и распишись патент, на упрощенку или становиться самозанятым. Нужно засобачить это так, чтобы налогоплательщикам было комфортно, беззатратно. Я видим, что ЕНВД мешает конкуренции в малом предпринимательстве, создает перекосы в уровнях налогообложения и исчерпал себя».

ЕНВД (отдельный налог на вмененный доход) — был введен в летнее время 1998 года. Налог рассчитывается исходя с предполагаемой выручки, которая зависит от площади помещения, количества сотрудников, единиц техники и других параметров. Либерум вето применять ЕНВД получили те, кто занимался розничной торговлей, оказывал бытовые сервис, перевозил грузы и пассажиров, а также некоторые часть предприниматели. С 2021 года единый налог получи вмененный доход прекратит свое действие.

Что обеспечить более комфортные условия для малого бизнеса возле переходе с ЕНВД

«Очень много предложений с предпринимателей поступало, которые говорили, что платят 6% с выручки, аль 15% с разницы между доходами и расходами, а вдогонку сразу общий налоговый режим, который ведет к издержкам. Наша сестра отвечаем: оборот для МСП (малое и среднее коммерция) сегодня 150 млн руб. Мы даем снизить эту величину на 50 млн руб. и предпринять переходное положение. Если сохраняется объем впредь до 200 млн руб., не нужно зиждить дополнительные бухгалтерии, нанимать персонал и так дале».

О большой приватизации

«Как бюджетный акратотерм большая приватизация не нужна. Россия остается островком, камо деньги с развивающихся рынков идут. У нас малая толика иностранцев в государственных ценных бумагах около 35%. Получи аукционах иностранцы покупают от 50% задолго. Ant. с двух третей всего объема выпуска ценных бумаг. Если нет помните, недавно была информация, что нитки) выпуск Минфином ценных бумаг выкупил Вотан инвестор. Это был иностранный инвестор.

Продажа с молотка, о котором напомнил Силуанов, состоялся 22 января. Выкупивший бумаги инвеститор подал заявку на 58 млрд руб. возьми ОФЗ-26229 с погашением в ноябре 2025 возраст (при проданном номинальном объеме 58,4 млрд руб.). Возлюбленная была закрыта с дисконтом 2 б.п. ко вторичному рынку — с доходностью до цене отсечения 5,97% годовых. Эксперты расходились изумительный мнении, был покупатель нерезидентом или локальным игроком.

Истинно, у нас есть планы по дополнительному стимулированию приватизационных сделок. Сие «Совкомфлот», ряд других активов. Отдельные небольшие компании, в которых допускается продать всю долю государства. Чтобы с руками и с ногами оторвать что-то ненужное, надо продать чисто-то ненужное. Можно было бы реализовать часть имущества и построить другое имущество, которое достаточно давать больший вклад в экономику. Такой подступ возможен: перекладывание одного комплекса в более продуктивный. Ant. неэффективный».

В план приватизации на 2020–2022 годы включены:

«РусГидро» (61,2% — Росимущество, 13,1% — ВТБ);

«Совкомфлот» (100% — Росимущество);

«Ростелеком» (45% — Росимущество, 3,96% — ВЭБ.РФ);

«Россети» (88% — Росимущество);

ОЗК (Росимущество и ВТБ).

Затем того, Минэкономразвития предложило приватизировать 1,17% «Аэрофлота» (51,17% компании принадлежит Минтрансу, 3,5% — «Ростеху»).

Благодаря тому Росимущество перешло Минфину

«Минфин управляет казной. Червонцы в широком смысле — не один деньги, но и имущество. У нас есть Казначейство, питаться Росимущество, необходимо наладить очень тесное аллелопатия. Ant. несогласованность. Вопрос стоит об эффективном использовании имущества. И останавливание в одних руках в данном случае кажется ни чуточки правильным».

Путин передал Росимущество Минфину

Курс

Готово ли правительство отдать людям том денег, которые государство и компании получают через эксплуатации недр

«У нас нефтяная дивиденд зачисляется в бюджет, и мы ее направляем нате нужны населения. Зарплаты бюджетникам, исполнение послания. Автор не рассматриваем такой вопрос, считаем, что-то та нефтяная рента, $42 за бариль, идет напрямую на расходы: образование, здравоохранение, пенсии, пособия. Ты да я и так это делаем через бюджет».

О введении общего в целях всех госкомпаний норматива по выплате дивидендов

«Да мы с тобой должны найти доходы для финансирования наших обязательств. Окр того, государство купило актив и что-ведь должно с него иметь. И должны быть общие обстановка. Есть ряд компаний, которые не в полном объеме платят 50%. У них доводы следующие: нам нужно финансировать инвестиции. Ты да я говорим, что они должны формировать инвестиционные программы таким образом, дай вам они приносили доходы, воеже можно было брать ресурсы на рынке, набивать, получать налоги и т.д. Все должны быть в равных условиях, делить в реализациях тех целей, которые перед нами стоят. Возьми все это нужны ресурсы, а у бизнеса должна водиться социальная ответственность. Мы в процессе переговоров, в смета заложили, правительство будет рассматривать и определится с уровнем дивидендной политики с целью компаний с госучастием».

О возможности увеличения минимального размера страховой пенсии по федерального МРОТ

«Страна большая, цена потребительской корзины разная. Пособия и определения нуждаемости рассчитываются в зависимости с цен в магазинах в конкретном регионе. Поэтому размер доплат различен в разных регионах. Провести параллель их, значит, мы Чукотке, например, никак не будем доплачивать. Сложившаяся система учитывает тетуся различия в стоимости и уровне жизни, которые складываются в нашей исполинский стране».

Размер страховой пенсии неработающих пожилых россиян в среднем составит 16,4 тыс. руб. в 2020 году с учетом индексации нате 6,6%, говорил в октябре 2019 года главнокомандующий Пенсионного фонда России (ПФР) Антон Дроздов. До его словам, в результате размер пенсии способен примерно на 5% выше прожиточного минимума пенсионера. Числом закону в 2021 году индексация заложена нате уровне 6,3%, а в 2022 году — 5,9%. Размер страховой пенсии причитается) быть не ниже прожиточного минимума до региону.

Отразится ли на экономике России эрупция коронавируса

«Мы видим, что всемирный спрос со стороны Китая снижается, замедляется соглашение экономика. Все зависит от того, не хуже кого долго продлится эта ситуация. Сейчас пандемия пошла вниз, но как долго продолжится изоляция — от этого зависит экономическая обстоятельства. Мы уже ощутили на себе упадок туристического потока — это карман, загрузка гостиниц, транспорта, перелеты, а наши авиаперевозчики также бьют в набат. Все от этого теряют. Делать нечего как можно быстрее найти средства с этого вируса. На нас это не в такой мере скажется, нежели на других странах — торговых партнерах Китая. Же [наши] потери от снижения товарооборота с Китаем — 1 млрд руб. в с утра до ночи. Поэтому мы ощутим на себе сие влияние. Уверен, что это не скажется принципиально держи исполнении тех задач, над которыми пишущий эти строки все работаем. У нас много других инструментов числом стимулированию экономики, спроса, разгону инвестиций. Они должны свистнуть результат. Этот фактор может оказать негативное могущество, но он не решающий».

Странный коронавирус. Самое актуальное на 24 февраля

Круг

Подпишитесь на рассылку РБК.
Рассказываем о главных событиях и объясняем, что-что они значат.

Авторы:
Иулия Старостина, Иван Ткачёв, Юлия Сапронова

Оставить комментарий