Главная » ЭКОНОМИКА » Минэкономики определило регионы — лидеры и аутсайдеры по росту экономики

Минэкономики определило регионы — лидеры и аутсайдеры по росту экономики

Фoтo: Reuters

Экoнoмикa Сaxaлинскoй oблaсти сoкрaтится в прeдстoящиe число лeт нa 14,6%, или нa 3,1% в срeднeм зa гoд, a eщe в дeвяти рoссийскиx рeгиoнax срeднeгoдoвoй рoст будeт минимaльным — нe бoлee 1,5%. Этo слeдуeт изо прoгнoзa сoциaльнo-экoнoмичeскoгo рaзвития Рoссии нa 2020–2022 гoды, пoдгoтoвлeннoгo Минэкoнoмрaзвития и внeсeннoгo в Гoсдуму вмeстe с прoeктoм бюджeтa (см. инфoгрaфику).

Гдe рoстa пoчти нe будeт

Сaxaлинскaя oблaсть с нaсeлeниeм 490 тыс. чeлoвeк — eдинствeнный рeгиoн, в кoтoрoм Минэкoнoмрaзвития прoгнoзируeт oтрицaтeльную динaмику вaлoвoгo рeгиoнaльнoгo прoдуктa (ВРП) в тeчeниe всeгo прoгнoзнoгo пeриoдa, тo eсть дo 2024 гoдa. Кaк oтмeчaeт вeдoмствo, этo oбуслoвлeнo сoкрaщeниeм oбъeмoв прoизвoдствa в нeфтeгaзoвoм сeктoрe нa oстрoвe.

Глaвныe нeфтeгaзoвыe прoeкты в рeгиoнe — этo «Сахалин-1» и «Сахалин-2». Вдоль словам главы Фонда национальной энергетической безопасности Константина Симонова, в рамках проекта «Сахалин-1» укорочение добычи носит плановый характер и обусловлено планом освоения. «Инуде полка уже достигнута, они вышли получи и распишись свой прогнозный потолок. Что касается новых проектов («Сахалин-4», «Сахалин-5»), спустя некоторое время ситуация оказалась тяжелее, и пока не лапидарно, когда можно будет рассчитывать на новые перспективные проекты», — пояснил некто.

Реклама на РБК www.adv.rbc.ru

На нефтегазовой игле

В 2018 году приращение ВРП Сахалинской области составил 4,9%, а добыча полезных ископаемых выросла нате 5%. Она обеспечивает почти 64% сахалинской экономики.

Но, как следует из оценок Минэкономразвития, добыча нефти получи проектах «Сахалин-1» и «Сахалин-2» к 2024 году снизится примерно на 33% относительно 2019 года, впредь до 11 млн т, а добыча газа — получи 9%, до 18,1 млрд куб. м.

До самого 2018 года 75% доходов от налога нате прибыль проекта «Сахалин-2» поступало в смета региона, 25% — в федеральный смета. Минфин предлагал перераспределить доходы зеркально, отправляя 75% в общегосударственный бюджет, чтобы направлять эти средства получай проекты по всему Дальнему Востоку. В итоге переговоров региональные и федеральные начальство пришли к компромиссу, и теперь налог на доход распределяется поровну между региональным и федеральным бюджетами.

В прошлогоднем прогнозе министерства ожидания по поводу Сахалинской области были немного оптимистичнее, обаче тоже лежали в отрицательной плоскости. Среднегодовое сужение ВРП в 2019–2024 годах предполагалось получай уровне 2%.

Как сообщили РБК в пресс-службе правительства Сахалинской области, в 2019 году широта ВРП, по оценке, вырастет на 2,1%. В 2024 году ровно по сравнению с 2019 годом ВРП возрастет получай 13,3% номинально, но в сопоставимых ценах (в реальном выражении) сократится нате 14,6%, как и прогнозирует Минэкономики. Снижение обусловлено сокращением объемов производства в нефтегазовом секторе: в частности, добыча нефти получай «Сахалине-1» сократится за пяток лет на 32%, на «Сахалине-2» — получи и распишись 36%, говорится в ответе.

Аутсайдеры роста

Вот и все год назад Минэкономразвития прогнозировало сокращение ВРП в Ингушетии в среднем возьми 0,8% в год до 2024 года. А безотложно республика уже не попала в десятку регионов с самым низким прогнозным ростом.

В остальных субъектах-аутсайдерах Минэкономразвития ожидает разращен, но минимальный: в Ханты-Мансийском автономном округе — 0,2%, в Республике Зыряне — 0,6%, в Костромской области — 0,7%.

Ведущий научный сотрудник Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Наталья Зубаревич полагает, что-нибудь роста в этих регионах может не бытовать вовсе. «ХМАО, Коми — нефтедобывающие регионы с в достаточной степени старой добычей нефти и газа; угля инде больше не становится. А Кострома — бери чем расти? Депрессивный регион: ни инвестиций, ни весёлый экономики», — заметила возлюбленная.

Министерство отмечает закономерность: в регионах с высокой долей добывающей промышленности темпы роста инвестиций больше низкие, — и приводит примеры: ХМАО, Ямало-Ненецкий пароавтономный округ, Магаданская область, Сахалин.

Замыкают десятку регионов — ожидаемых аутсайдеров Пермский место и Челябинская область, там прогнозируется среднегодовой округление ВРП на 1,6%.

Экономика

Россия опередила Небесная империя, Индию и Бразилию в неравенстве регионов

В пресс-службе минэкономразвития Челябинской области РБК пояснили, что же в материалах федерального министерства содержатся показатели предварительного базового прогноза, учитывающего «внешние факторы, потенциально сдерживающие величина экономики». При этом есть до сего времени и целевой вариант, который «основан сверху снятии внешних ограничений за счет реализации внутреннего потенциала региона». «В соответствии с целевым вариантом размер ВРП Челябинской области в 2020–2024 годах прогнозируется в среднем для уровне 3,4% в год», — сообщили в жом-службе. Рост будет обеспечен «положительной динамикой в таких традиционных к региона отраслях, как металлургия и машиностроение, а вот и все развитием перспективных специализаций, в том числе в сфере создания и производства композитных материалов, приборостроения, информационных технологий, сельского хозяйства и переработки провиантский продукции».

Где экономика будет вытягиваться

У регионов — лидеров экономического роста среднегодовой интенсификация ВРП составит 4–8,8%, рассчитывает Минэкономразвития. Первостатейный результат должны показать Чукотка (8,8%), Иркутская (8,7%), Амурская (6,1%), Магаданская (5,4%) области (см. инфографику).

Расширение в этих регионах будет связан с реализацией инвестиционных проектов (гермоввод новых производств, наращивание объемов производства) в лидирующих на этих регионов направлениях, поясняет министерство. Сие добывающая промышленность (уголь, нефть, золото, алмазы), перестройка добытого сырья (нефть, лес, золото), машиностроение, фармация, химическое производство, торговля, строительство.

Зубаревич предположила, а прогноз, в частности, обусловлен строительством в Амурской области газоперерабатывающего завода, наращиванием добычи нефти и строительством газоперерабатывающего завода в Иркутской области, расширением золотодобычи возьми Чукотке и в Магаданской области.

Эффект базы

Немалый рост экономики может объясняться эффектом низкой базы, предупреждает Зубаревич: в таких регионах, т. е. Магаданская область, Адыгея, рост будет сильнее заметен за счет невысоких стартовых позиций.

Экономическая наука Чукотки, по прогнозу Минэкономразвития, вырастет получи и распишись 47% за пять лет, но самочки по себе она невелика — только 0,1% суммарного ВРП всех российских регионов. Такая а доля у Адыгеи, а доля Магаданской области — 0,2%.

Порядком) и с отрицательными показателями у субъектов с высокой базой: у Сахалина был «зашкаливающий ВРП», что теперь немного сокращается, но в процентах сие сильно заметно, говорит глава Фонда развития гражданского общества Коташа Костин. Сахалинская область занимает четвертое местность в России по показателю ВРП на душу населения, сообразно данным Росстата.

Национальные проекты

Составлен популярность регионов по доступности электричества

Красноярский округ по прогнозным темпам роста ВРП в свой черед попадает в десятку слабейших — а регион представляет одну из крупнейших экономик страны, занимая в-девятых место по объему ВРП, подчеркивает американка-служба губернатора и правительства этого региона. Основу экономики составляют добыча углеводородов и цветная (горячий, сконцентрированные в нескольких крупных компаниях. «Политическая экономия такого типа неизбежно развивается неравномерными темпами. Крупные инвестиционные проекты требуют длительного времени получи подготовку и реализацию. Только после завершения строительства, выхода бери промышленную эксплуатацию новых объектов происходит очередное распространение валового продукта», — говорится в комментарии пресс-папье-службы.

Региональное неравенство пока непобедимо

Российские регионы ахти сильно дифференцированы по экономическому развитию и уровню жизни. В составленном Всемирным банком рейтинге Между Востоком и Западом вошла в тройку лидеров по региональному неравенству внутри стран Европы и Центральной Азии. По данным Минэкономразвития, ординар бедности в субъектах варьируется от 6 до 40% через численности их населения. Целевые показатели соответственно снижению уровня бедности составлены для регионов с учетом необходимости снижения дифференциации регионов по части уровню жизни.

«Вместе с тем в силу очень разных стартовых условий к 2024 году аж в целевом сценарии дифференциация субъектов по этому признаку [уровня жизни] сохранится, зато ее степень существенно снизится», — признает Минэкономразвития в своем прогнозе.

В свою караван, Минфин в «Основных направлениях бюджетной политики» накануне 2022 года указывает, что одна с целей правительства — сокращение дифференциации в уровне экономического развития регионов, в томик числе за счет стимулирующих механизмов пользу кого регионов с низким уровнем развития.

Губернаторов оценят точно по нацпроектам

В апреле 2019 года президент России Влад Путин утвердил перечень критериев, по которым оценивается полезное действие деятельности губернаторов по достижению национальных целей, определенных в майском указе 2018 возраст.

В списке 15 пунктов. Среди них: фонд инвестиций в основной капитал, производительность труда в базовых несырьевых отраслях, контингент высокопроизводительных рабочих мест, уровень бедности. Интересах каждого субъекта Минэкономразвития разработало целевые значения сих показателей с учетом региональных особенностей и уровня социально-экономического развития.

Ровно отмечает ведомство в своем прогнозе, меры государственной политики федерального уровня настроены таким образом, затем чтобы стимулировать инвестиции в несырьевых секторах обрабатывающей промышленности.

Паче высокие темпы роста инвестиций прогнозируются в Липецкой области, Санкт-Петербурге, Новосибирской, Тульской, Калужской областях, традиционно имеющих специализацию в области обрабатывающих производств и транспортировки. Больше низкие темпы роста инвестиций Минэкономразвития ожидает в регионах с высокой долей добычи: Магаданской, Сахалинской, Тюменской областях, Якутии, Чукотском автономном округе, ХМАО, ЯНАО, НАО.

Влияют ли получи и распишись карьеры губернаторов экономические показатели региона

В марте Основание экономических и политических реформ (ЦЭПР) выпустил отчет, в котором проанализировал влияние социально-экономических факторов рядом назначении центром глав регионов. Эксперты пришли к выводу, почему прямой зависимости между успехами или неудачами региона в экономическом развитии и сменой глав субъекта недостает, в кадровых решениях по высшим должностным лицам присутствует обстоятельство «случайности».

Авторы исследования полагают, в чем дело? социально-экономические факторы (рост экономики, прирост бюджета, повышение уровня жизни) должны приспеть на смену «ситуативно-личностным, политическим факторам» близ назначении врио губернаторов.

Общество

Силуанов предложил реструктурировать долги регионов получай ₽75 млрд

Но опрошенные РБК эксперты никак не считают, что прогноз Минэкономразвития по темпам экономического роста регионов и других социально-экономических показателей торчмя повлияет на положение губернаторов.

Президент фонда «Петербургская поведение» Михаил Виноградов считает, что без- стоит абсолютизировать многочисленные KPI для губернаторов. «В-первых, очевидно, что не по по всем статьям из них можно быть лидером. В-вторых, сложно говорить о прямой зависимости всех экономических процессов через действий власти — тем паче что экономика части регионов привязана к конъюнктуре внешних рынков. В-третьих, ключевые кадровые решения принимаются весь же по политическим или эмоциональным, а отнюдь не экономическим соображениям», — сказал дьявол.

Темпы роста ВРП — мера, на который губернатор не может оказать влияние, отмечает Зубаревич. «Не губернатор решает, ровно пойдут какие-то деньги на золотодобычу получи и распишись Чукотке. И уж точно не губернатор Амурской области решает, отчего там будет газоперерабатывающий завод», — пояснила симпатия.

По словам Костина, социально-экономическое обстановка в регионе — один из самых важных критериев пользу кого оценки его руководства. «Конечно, в случае если регион будет аутсайдером или будет крепко отставать от целевых показателей, которые поглощать в нацпроектах, то это будет негативно произноситься на карьере губернаторов и отношении к ним наподобие на федеральном, так и на региональном уровне», — подчеркнул возлюбленный. Однако он предостерегает от «бухгалтерского подхода» в оценках эффективности губернаторов. Интересах этой задачи более подходит не приращение ВРП, а уровень жизни населения. «Политические последствия вытекают изо такого показателя, как социальное самочувствие, которое зависит ото качества жизни, а не от формальных процентных показателей», — заметил политолог.

Политическая беспроигрышность губернаторов пока слабо коррелирует с прогнозами экономического развития регионов. Просто так, глава Иркутской области коммунист Сергей Левченко попал в сентябрьский отнесение к категории политической устойчивости глав субъектов с истекающими в 2020 году полномочиями с оценкой высокой вероятности отставки, хотя бы среднегодовой рост ВРП Иркутской области прогнозируется почти не на самом высоком уровне в стране — 8,7%. В так же время политологи говорят о высоком риске отставки и некоторых руководителей субъектов с падающей экономикой — в частности, Натальи Комаровой (ХМАО) и Сергея Ситникова (Костромская среда).

Подпишитесь на рассылку РБК.
Рассказываем о главных событиях и объясняем, яко они значат.

Автор:
Аннета Гальчева

Оставить комментарий