Главная » ЭКОНОМИКА » Минфин предложил изменить подход к налогообложению Google и Facebook

Минфин предложил изменить подход к налогообложению Google и Facebook

Фoтo: John G. Mabanglo / EPA / ТAСС

Минфин в пoискax нoвыx истoчникoв пoпoлнeния кaзны нaчaл прoрaбaтывaть вaриaнты ужeстoчeния нaлoгoвoй нaгрузки нa глoбaльныx пoстaвщикoв цифрoвыx услуг. Вeдoмствo xoчeт измeнить пoдxoды к нaлoгooблoжeнию тaк, чтoбы цифрoвыe кoрпoрaции врoдe Google, Facebook и Apple дeлились дoxoдaми oт рoссийскoй aудитoрии с рoссийским бюджeтoм, a нe плaтили нaлoг нa доход тoлькo пo мeсту рeгистрaции гoлoвнoгo oфисa. Тaкoe пoлoжeниe пoявилoсь в дoкумeнтe «Oснoвныe нaпрaвлeния бюджeтнoй, нaлoгoвoй и таможенно-тарифной политики сверху 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов», опубликованном возьми этой неделе.

Налоги утекают в гавани

Технологические гиганты (социальные птицеловные: перевес, поисковые сервисы, маркетплейсы) работают по всему миру, хотя в общем случае платят налог на выигрыш, которую генерирует клиентская база из разных стран, сообразно месту регистрации штаб-квартиры.

Именно в рассуждении сего многие компании переносят штаб-квартиры в низконалоговые юрисдикции. А именно, европейские офисы Google, Facebook, Microsoft зарегистрированы в Ирландии, идеже ставка налога на прибыль составляет на) все про все 12,5%. Туда же перенес центр-квартиру российский разработчик компьютерных игр Playriх. Транснациональные компании перевели в низконалоговые юрисдикции в конечном итоге 40% прибыли, или $600 млрд, в 2015 году, притом одной только Ирландии досталось более $100 млрд, оценивало американское Национальное стол экономических исследований.

Минфин предлагает изменить российское право таким образом, чтобы цифровые компании декларировали средства к существованию для налогообложения в тех юрисдикциях, где находятся их пользователи. Сие позволит справедливо распределять налоги и не предположить бюджетные потери, отмечают в Минфине.

«Существенные бедность непокрытая в принципах налогообложения цифровых компаний приводят в сегодняшнее время к тому, что эффективная ставка обложения прибыли таких компаний по сути значительно меньше, чем для компаний других отраслей», — указывают в министерстве.

Бульдозер-служба Минфина не ответила на предмет РБК, когда ожидать конкретных законодательных инициатив. «Данный вопрос еще предстоит детально прорабатывать», — ответили с те. РБК запросил мнение об этой инициативе у представительств ИТ-холдингов в России. Бульдозер-служба «Google Россия» воздержалась через комментариев, остальные не ответили оперативно.

То время) как налог на прибыль в России платят исключительно российские «дочки» транснациональных компаний. В последних открытых данных ФНС из-за 2017 год приводятся данные по меньшей мере пяти изо них.

Глобальная проблема

ОЭСР подняла проблему несправедливого распределения налогов транснациональных ИT-корпораций пока в 2015 году. Выработка новых подходов стала задачей № 1 плана G20 числом противодействию размыванию налогооблагаемой базы (BEPS).

ОЭСР рассматривает три варианта решения проблемы:

  • Предписать компании показывать часть прибыли в странах проживания пользователей, хотя (бы) если у них там нет офиса. Предмет обсуждения в том, как точечно определить, какая третина прибыли приходится на ту или иную страну.
  • Распознавать нематериальные активы как созданные в той стране, идеже работает компания. Страна сможет облагать налогом всю либо — либо часть прибыли от таких активов. Оставшаяся полно распределяться между подразделениями компании по правилам трансфертного ценообразования.
  • Отпускать степень экономического присутствия компании в конкретной стране в зависимости через размера выручки, наличия базы местных пользователей, поддержки сайта держи национальном языке, онлайн-продаж и т.д. Доходы компаний с существенным экономическим присутствием могут водиться обложены налогом у источника их выплаты, а так, чтобы не возникало двойного налогообложения.

Джизья на цифровые услуги

Пока ОЭСР малограмотный выработала единый подход для регулирования не чуя ног растущей цифровой экономики, в некоторых странах принимают самостоятельные решения.

Еврокомиссия в 2018 году предложила заширять в ЕС трехпроцентный цифровой налог с местной выручки цифровых гигантов. Первой страной, которая ввела таковой налог, стала Франция (ретроспективно с 1 января 2019 возраст). Налог по ставке 3% платят цифровые компании с суммарным доходом числом всему миру от €750 млн, сильнее €25 млн из которых принесли французские пользователи. Облагается мало-: неграмотный весь глобальный доход, а только та его отдел, которую генерируют клиенты конкретного цифрового сервиса нет слов Франции.

Для определения местоположения пользователей цифровые компании должны наблюдать их IP-адреса, пояснил РБК партнер КПМГ в России и СНГ Иларион Леметюйнен. Предвидится, что налог принесет в бюджет Франции побольше €500 млн в 2019 году.

«Сие своеобразный налог за контакт с потребителями, которые с экономической точки зрения в сущности приравниваются к нематериальным активам», — объяснил дока. Неважно, в какой стране штаб-квартира числовой компании, — важно, где находится клиент ее товаров и услуг.

В Великобритании цифровой ясак начнут взимать с апреля 2020 года, в Италии — с января 2021 лета. «С высокой долей вероятности успешный знание будет тиражирован другими государствами, в том числе и Россией», — ожидает спецушник.

Проблема локализации прибыли

ОЭСР не одобряет несогласованные односторонние распоряжения разных стран, которые могут сдерживать капиталовложения и экономический рост, и выступает за единый интернационалистский подход. Организация планирует прийти к согласию к концу 2020 лета.

«Во многом выработку единого подхода подрывают такие низконалоговые страны, вроде Ирландия и Люксембург, где аккумулируют прибыль многие ИТ-гиганты. Они безграмотный хотят добровольно отказываться от таких инвестиций», — отмечает первейший аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций Великодушный Казарян. «Проблема порождает огромное мера споров. Страны будут сражаться за налоги», — констатирует соперник Paragon Advice Group Александр Захаров.

Главная хитроумие в том, как рассчитать, какая доля прибыли мультинациональной корпорации надо на ту или иную страну. «Что такое? важнее при определении стоимости нематериальных активов: в каковой стране был написан исходный код возможно ли где он был существенно доработан? Сие все равно что решать, какими судьбами важнее в машине — двигатель иль корпус», — рассуждает Захаров.

Одним с инструментов решения этой проблемы может склад международный обмен данными об операциях транснациональных компаний CbCR (Сountry-by-Country reporting). Сии отчеты, которые получает и ФНС России, призваны растворять финансовые показатели в разбивке по странам их присутствия. Но страны обмениваются отчетами только о деятельности групп с общим годовым оборотом сильнее €750 млн. «Это великий порог, и данные многих цифровых компаний безвыгодный попадают в отчеты», — отмечает компаньон Deloitte Юлия Орлова.

«Никто, в дополнение корпораций, не располагает информацией о разбивке прибылей числом странам. Поэтому единственное решение, на мои взгляд, если сами ИТ-гиганты будут точно раскрывать, сколько заработали на пользователях в праздник или иной стране», — считает Захаров.

Проблемы) России в любом случае будет в русле концепции ОЭСР. «Так в России любые подходы могут перейти в крайности и возбудить к двойному налогообложению», — предупреждает Захаров.

Возьмем, с 2017 года в России ввели «алькабала на Google» — нагрузка иностранных продавцов цифровых услуг платить НДС в России, и тысячи иностранных компаний встали получи учет в российских налоговых органах. «Однако все бизнес-сообщество взбудоражено новым режимом, благодаря этому что во всем мире «налогом бери Google» облагаются только услуги третьим лицам, а в России в томишко числе поставки внутри группы», — отмечает Орлова.

Подпишитесь получи и распишись рассылку РБК.
Рассказываем о главных событиях и объясняем, в чем дело? они значат.

Автор:
Лёна Агеева

При участии:
Дада Линделл

Оставить комментарий