Главная » ЭКОНОМИКА » Правительство разработало закон о «регуляторной гильотине»

Правительство разработало закон о «регуляторной гильотине»

Димуха Мeдвeдeв

(Фoтo: Aлeксeй Никoльский / ТAСС)

Прaвитeльствo oпубликoвaлo зaкoнoпрoeкт, рaзрaбoтaнный пo слeдaм пoручeний прeмьeр-министрa Дмитрия Мeдвeдeвa и прeзидeнтa Влaдимирa Путинa o «рeгулятoрнoй гильoтинe». Дoкумeнт, кoтoрый, пo слoвaм зaмминистрa экoнoмичeскoгo рaзвития Сaввы Шипoвa, ужe нaзывaют кoнтрoльнo-нaдзoрным кoдeксoм, прeдусмaтривaeт oцeнку эффeктивнoсти прoвeряющиx oргaнoв, зaпрeт нa «пaлoчную» систeму и oткaз oт стaрыx нoрм нaдзoрa. Впрoчeм, дoкумeнт нe будeт стелиться на налоговый и валютный контроль, отношения с силовиками и Центральным банком и т.п.

РБК ознакомился с законопроектом, чиновники правительства представили его в Петербургском международном юридическом форуме (ПМЮФ) 16 мая.

Около подготовке проекта правительство взяло за манер Уголовно-процессуальный кодекс СССР, сказал получай ПМЮФ глава аппарата правительства Константин Чуйченко: «Недостает смысла изобретать велосипед, ведь с точки зрения юридической техники ипостась тех законов было, наверное, все-таки безупречным». Привнести в Госдуму документ планируется в сентябре, а до сего — обсудить с экспертным сообществом.

Новомодный подход к реформе
Это не первая стремление систематизировать большое количество норм контроля и надзора, бери которые часто жалуются как крупный затея, так и малые и средние предприниматели. Ранее сим занималось «открытое правительство», которое возглавлял «умный без портфеля» Михаил Абызов, неотложно находящийся в СИЗО по обвинению в хищении 4 млрд руб. (возлюбленный не признает свою вину). Результатом стал билль 2017 года, запрещающий, например, проверять начинание по советским нормам. Но документ был принят Госдумой в 2018 году как в первом чтении, а чиновники во главе с Чуйченко разработали новобранец законопроект.

Прошлый законопроект — сие продукт своего времени, сказал Чуйченко, и некто его завизировал, когда был начальником контрольного управления президента. С точки зрения юридической техники оный документ был ближе «не к закону, а к сборнику взглядов», добавил начальник аппарата правительства: в нем содержались декларации, же было мало правовых норм.

Реклама сверху РБК www.adv.rbc.ru

Что изменится в надзоре за бизнесом

Новичок документ вводит запрет на контроль и надсмотр по следующим требованиям:

  • требования, которые парадно не опубликованы;
  • требования, которые содержались в актах исполнительной власть имущие СССР и РСФСР;
  • обязательные требования, которые были/будут приняты в России накануне 1 января 2021 года. Это и есть «регуляторная гильотина»: душа в душу поручению Владимира Путина, с этого срока должны воздействовать только актуализированные нормы, которые разрабатывались «с учетом рискованность-ориентированного подхода и современного уровня технологического развития в соответствующих сферах».

Указивка содержит оговорку в пользу бизнеса: «Неустранимые противоречия и неясности обязательных требований толкуются в пользу контролируемых лиц». Объектами надзора станут результаты деятельности граждан и компаний, а вдобавок производственные объекты, которые представляют «на волоску причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям».

Экономическая наука

В правительстве допустили рост ВВП вплоть до 6% из-за «регуляторной гильотины»

План прописывает ключевые показатели эффективности контроля и надзора, в том числе и KPI по устранению рисков нанесения ущерба. Сие позволит выявить соотношение между объемом трудовых и финансовых ресурсов, направленных бери проведение проверок, и степенью рисков, которые тёцка призваны нейтрализовать. Свои KPI будут у федерального правительства, региональных и муниципальных администраций. Надзорные органы будут что ни год отчитываться о достижениях ключевых показателей.

Объекты надзора поделят сверху шесть уровней риска: от низкого накануне чрезвычайно высокого (такой же отношение содержался и в прошлом законопроекте). Для каждого изо них должны утвердить точную частоту проверок в зависимости через степени вреда, который может нанести промысел. Наиболее опасные объекты будут проверять Водан-два раза в год. Реформа должна оговаривать программу профилактики рисков: информирование о них, выработка руководств по соблюдению требований, стимулирование добросовестности, профилактические визиты и т.д.

Поводами к открытия надзорного производства устанавливаются угроза охраняемым законом ценностям и нарушения требований, вслед за которые предусмотрена административная ответственность.

Мнение

Сашура Рубцов

Отсечь или оставить: что отнюдь не так с идеей регуляторной гильотины

Для инспекторов в законопроекте прописывается акт этики, а также права и обязанности. В перспективе их зарплаты могут привязать к показателям служебной деятельности, прописанным в трудовом договоре (соответствующие решения должны провести президент, или правительство, или губернатор региона, возможно ли власти муниципалитетов). Как отметил Шипов, аромат их работы больше не будет оцениваться до «палочной» системе, при которой контрольно-надзорные органы ориентируются лишь на количество проверок и объем штрафов.

С отличие новой версии проекта от старой — в паче детальном описании процессов контроля и его видов, только нужно было увязать их с риск-ориентированным подходом, а в свою очередь поправить терминологические и юридические определения, считает коммонер Экспертного совета при правительстве Александр Брагин.

Уклончивость может возникнуть с определением рисков. «Рискованность невозможно свести к нулю, он всегда существует. Пристойный уровень риска — задача, округ которой наверняка будут разворачиваться баталии: экий уровень риска считать допустимым», — отмечает вице-председатель «Опоры России» Владислав Корочкин. До сего часа одна «война» развернется около того, сколько требований оставить после 2021 лета и насколько они будут конкретными.

В законопроекте кто в отсутствии критериев минимизации рисков, механизмов их определения спецификация не предусматривает, говорит ведущий научный служащий Центра технологий государственного управления РАНХиГС Защитник Ефремов. По данным опроса РАНХиГС, основными рисками во (избежание россиян являются небезопасные продукты и услуги общепита, некачественные непродовольственные вещи и услуги, пожары и аварии в жилых и нежилых помещениях, несанкционированное рассылка и использование персональных данных.

Что не затронет переустройство

Надзорная реформа, согласно законопроекту, не затронет связи бизнеса с силовыми органами (аналогичная оговорка была и в прошлом законопроекте о контроле и надзоре) и безграмотный только. Она не будет распространяться держи:

  • оперативно-разыскные мероприятия, дознание, предварительное результат, проверку сообщений о нарушениях;
  • производство по административным делам;
  • выполнение уголовных наказаний;
  • расследование причин аварий возьми производстве, несчастных случаев, профессиональных и массовых заболеваний;
  • ясачный, валютный, таможенный контроль;
  • рассмотрение антимонопольных дел, дел о нарушении закона о рекламе, жалоб возьми нарушение процедур в сфере торгов и строительства;
  • санитарно-карантинный, ветеринарный, фитосанитарный надзоры, которые проводятся для границе;
  • контроль, связанный с обеспечением обороны;
  • наблюдение органов ФСБ и пограничного контроля;
  • контроль после функционированием криптографической и инженерно-технической безопасности справочно-телекоммуникационных систем, сетей спецсвязи, обеспечивающих передачу шифрованной и секретной информации в органах полномочия;
  • контроль за противодействием иностранным техническим разведкам, по (по грибы) обеспечением безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры;
  • контроль со стороны Банка России за банками и нефинансовыми организациями, обследование, призванный противостоять неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком;
  • обследование за использованием госимущества гражданами и компаниями;
  • осмотр за использованием средств госкорпораций;
  • контроль законодательства о госзакупках, гособоронзаказе, противодействии отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма;
  • выслеживание в области безопасности дорожного движения.

Законопроект заключает значительное количество исключений, поэтому «беседовать о некой кодификации контрольно-надзорного законодательства тех) пор (пока(мест) преждевременно», отмечает Ефремов из РАНХиГС. В основном исключения маловыгодный связаны непосредственно с ведением хозяйственной деятельности, и они малограмотный помешают законопроекту решить свою задачу, считает Корочкин изо «Опоры России».

Подпишитесь возьми рассылку РБК.
Рассказываем о главных событиях и объясняем, будто они значат.

Автор:
Антонин Фейнберг

Оставить комментарий