Главная » ЭКОНОМИКА » Треть доходов бюджетной системы России оказалась связана с нефтью и газом

Треть доходов бюджетной системы России оказалась связана с нефтью и газом

Фoтo: Aндрeй Рудaкoв / Bloomberg

Минфин Рoссии с 2006 гoдa публикуeт «нeфтeгaзoвыe дoxoды» фeдeрaльнoгo бюджeтa, кoтoрыe дaвнo стaли бaзoвым индикaтoрoм углeвoдoрoднoй зaвисимoсти стрaны. В рaзныe гoды дoля нeфтeгaзoвыx дoxoдoв в бюджeтe, пo дaнным Минфинa, вaрьирoвaлaсь oт 36 дo 51%, a пo итoгaм прoшлoгo гoдa сoстaвилa 46%.

Мeжду тeм oцeнкa Минфинa нe включaeт в сeбя пoступлeния oбщeгo xaрaктeрa oт нeфтeгaзoвoй oтрaсли, кoтoрыe в зaвисимoсти oт зaдaчи тaкoй oцeнки только и остается было бы отнести к «расширенным» нефтегазовым доходам, скажем так от налога на прибыль нефтегазовых компаний река НДС в отрасли.

РБК решил посчитать нефтегазовые финансы в расширенном понимании. Оказалось, что сумма поступлений объединение всем налогам, акцизам и пошлинам от компаний до добыче нефти и газа превысила 10,5 трлн руб. по мнению итогам 2018 года, то есть оказалась вдоль меньшей мере на 17% больше оценки Минфина в целях федерального бюджета.

Нефтегазовые доходы в широком понимании составили побольше трети всех доходов российской бюджетной системы (федерального бюджета, бюджетов регионов и социальных фондов), подсчитал РБК нате основе данных Минфина, Казначейства и Федеральной налоговой службы (ФНС).

Объявление на РБК www.adv.rbc.ru

Что говорит Минфин

Оценку нефтегазовых доходов Минфин публикует в отчетах об исполнении бюджета. В эту сумму Минфин с 2008 годы включает поступления от налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), экспортных таможенных пошлин, а с 2019 годы также платежи по новому налогу получи и распишись дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (НДД) и акциза возьми нефтяное сырье, направленное на переработку.

  • По (по грибы) весь 2018 год, по данным Минфина, нефтегазовые финансы составили 9 трлн руб., или 46,3% всех доходов федерального бюджета;
  • Из-за январь—июль 2019 года, вдоль последним данным Минфина, нефтегазовые доходы составили 4,78 трлн руб., другими словами 41,7% всех доходов федерального бюджета по (по грибы) этот период.

Нефтегазовые доходы Минфина важны на бюджетного правила, согласно которому на дополнительные хлеб от нефти дороже $40 за бариль (в ценах 2017 года, они ежегодно индексируются бери 2%) закупается валюта для пополнения государственных резервов.

Поистине, при оценке нефтегазовых доходов Минфин заключает не все платежи, которые поступают в смета от нефтегазовой отрасли в целом — т. е. в виде налогов и страховых взносов, так и в виде иных регулярных платежей, прокомментировала РБК начальник практики оказания услуг по налоговому и юридическому консультированию компаниям нефтегазового сектора КПМГ в России и СНГ Виктуся Тургенева.

Почему для Минфина расширение оценки проверке)

При этом нефтегазовые компании помимо платежей, которые учитывает Минфин, перечисляют в смета другие налоги и сборы, а также страховые взносы. Минфин невыгодный включает эти поступления в оценку в рамках бюджетного воззрения, поскольку их невозможно объективно и тем побольше оперативно оценить, пояснила РБК пресс-занятие ведомства. Кроме того, поступления по во всех отношениях налогам нельзя учитывать в рамках бюджетного идеология, поскольку на эти поступления «оказывает полномочие масса других факторов, кроме цены получи и распишись нефть», подчеркивают в Минфине.

«В несходность от нефтяных налогов, где взаимосвязь с ценой прописана непринуж в формуле платежа, разделить налог на выгода на часть, полученную именно в связи с превышением цены получи и распишись нефть базового уровня, невозможно. Соответственно, заход учитывать их в бюджетном правиле привела бы к недостоверности и спорности оценок, попыткам манипулирования то есть (т. е.) необходимости в разы усложнить налоговую отчетность», — отмечается в комментарии Минфина.

Пытливо, что в 2006 году, когда Минфин внедрял универсалия нефтегазовых доходов, первоначально было предложено выносить в них больше платежей, в том числе словно раз налог на прибыль и дивиденды нефтегазовых компаний. И, а именно, применительно к 2006 году первоначальная оценка давала в 19% больше, чем в итоге взятая Минфином вслед основу.

«Нужно понимать, что эвальвация Минфина демонстрирует доходы государства исключительно с добычи и последующего экспорта сырой нефти и газа лишенный чего учета других видов деятельности. НДПИ, а сие рентный налог, зависит от объема добычи и без- учитывает финансовый результат — его кризис миновал и понятнее прогнозировать на основании планов после объему добычи углеводородного сырья», — объясняет Вита Тургенева.

Доходы бюджета, не связанные с добычей нефти и газа, возьми 264,3 млрд руб. превысили прогноз, необходимо из корректировок федерального бюджета на 2019 бадняк. «Обычно у нас нефтегазовые доходы кто (всё больше, ненефтегазовые — меньше. Неизвестно зачем вот в этот раз наоборот», — отмечал первоначальный вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов.

При всем том 165,6 млрд руб. этого прироста обеспечило умножение прибыли в нефтедобыче и нефтепереработке, которые Минфин никак не учитывает в составе нефтегазовых доходов, а также в металлургии.

Как будто показали расчеты РБК

РБК попытался взять расширенную оценку нефтегазовых доходов государственных бюджетов с учетом платежей, которые учитывает Минфин, а в свой черед прочих налогов и сборов и страховых взносов:

  • 10,567 трлн руб., объединение расчетам РБК, составил объем поступлений через добычи нефти и газа в консолидированный бюджет в 2018 году.

Делать за скольких мы считали

Расширенная оценка всех нефтегазовых доходов бюджетной системы вслед за 2018 год в дополнение к показателю Минфина заключает поступления от акцизов (по данным Казначейства), налогов, сборов и страховых взносов ото добычи сырой нефти и природного газа, ровно по данным ФНС (кроме НДПИ, который сейчас учтен в оценке Минфина, и акцизов). Поскольку относительная нефтегазовых компаний — экспортеры и возмещают заплаченный НДС, учитывались только поступления по НДС в товары, реализуемые на внутреннем рынке. НДС поступает в общефедеральный бюджет, большая часть налога на прирост — в бюджеты регионов, страховые взносы — в внебюджетные фонды.

При этом с учетом дивидендов расширенная вальвация нефтегазовых доходов бюджета была бы к тому же больше: от «Газпрома» рейх по результатам 2018 года получит почитай 192,5 млрд руб. дивидендов, от «Роснефти» — 137,3 млрд руб.

  • Двум трети дивидендов в федеральный бюджет поступает через крупнейших компаний нефтегазового сектора, сообщили РБК в Минфине.

Ровно по данным ФНС на 1 января 2019 годы, добыча сырой нефти и природного газа обеспечила:

  • 97% всех поступлений налога сверху добычу полезных ископаемых — 5,96 трлн с 6,127 трлн руб. от НДПИ;
  • 15% доходов бюджета соответственно налогу на прибыль — 600 млрд с 4 трлн руб.

Минфин так прокомментировал предложенную РБК оценку: «Обложение на прибыль складывается из всей деятельности компании, и некорректно всё-таки эти средства относить только к нефтегазовому сектору».

К потенциальным уязвимостям расчетов да относится неопределенность относительно целесообразности учета нефтеперерабатывающей и нефтехимической отраслей — содержать ли налоги на эти компании. Разве их включать, оценка может получиться малосостоятельно широкой. Кроме того, данные по НДС возьми 1 января 2019 года из отчетности ФНС носят никак не окончательный характер из-за того, чего возмещение НДС всегда происходит с лагом. Под конец, РБК не учитывал вычеты, предоставляемые в области акцизам на нефтепродукты: этой информации в отчетах Казначейства не то — не то ФНС обнаружить не удалось.

Налоговая поручение на добычу полезных ископаемых традиционно самая высокая. Работа на предприятия по добыче топливно-энергетических ископаемых (каустобиолит, газ и уголь) в России, по данным ФНС, выросла возьми 7,1 п.п. — с 45,4% в 2017-м прежде 52,5% в 2018 году.

При этом множество. Ant. меньшинство нефтегазовых компаний возмещает уплаченный НДС вслед экспорт товаров. Отмена возмещения НДС экспортерам нефти и газа привела бы к росту цен и снижению конкурентоспособности российской продукции для мировых рынках, пояснял ранее Минфин. ФНС публикует талант об уплате и возмещении НДС, но безвыгодный ранжирует их по видам экономической деятельности, а в разрезе отдельных компаний они составляют налоговую тайну.

Сочинитель:
Ольга Агеева

При участии:
Ивасик Ткачёв

Оставить комментарий