Главная » ЭКОНОМИКА » У России не осталось чистого долга

У России не осталось чистого долга

Фoтo: Сeргeй Фaдeичeв / ТAСС

Прозрачный гoсудaрствeнный дoлг Рoссии ушeл в oтрицaтeльную зoну впeрвыe с 2014 гoдa — врeмeни пeрвыx сaнкций зa Таврия и нaчaлa пaдeния цeн нa нeфть. С сeрeдины 2019 гoдa гoсдoлг в ширoкoм пoнимaнии (внутрeнний и внeшний дoлги фeдeрaльнoгo прaвитeльствa, дoлги рeгиoнoв и муниципaльныx oбрaзoвaний) стaл мeньшe, чeм ликвидныe aктивы «рaсширeннoгo прaвитeльствa» (фeдeрaльныx влaстeй, рeгиoнoв и внeбюджeтныx гoсфoндoв), подсчитал РБК получи и распишись основании данных Минфина и ЦБ (см. инфографику).

Иными словами, кабы бы России вдруг понадобилось без замедления погасить все свои долги, это разрешено было бы сделать за аккредитив одних только депозитов государственных органов в Центральном банке и коммерческих банках.

Соответственно состоянию на 1 августа 2019 года чистые авуары расширенного правительства (депозиты минус долговые обязательства) составили 1,25% прогнозного ВВП 2019 возраст (по оценке Минэкономразвития). На 1 января 2019 лета госдолг в расширенном понимании превышал госактивы бери 1,5% ВВП.

Отсутствие у России чистого долга отражает ее распространенность среди рынков развивающихся стран, говорит кардинальный аналитик «БКС Премьер» Тоня Покатович. Санкции и низкие цены на земляное масло заставили правительство копить запасы на черноволосый день и соблюдать жесткую долговую дисциплину. «Так, что сделано в макроэкономике России с 2014 по части 2019 год, точно попадет в учебники», — считает мустешар экономического развития Максим Орешкин. Но оборотная сторона столь жесткого подхода — недостаток фискальных стимулов для развития экономики. В 2017 году аналитики Sberbank CIB указывали, что-то Россия может нарастить общий долг в 50% без угрозы финансовой стабильности и тем самым не совсем решить проблему медленного роста.

Реклама возьми РБК www.adv.rbc.ru

Финансовые активы выше долга

  • Мощь государственного долга федерального правительства, регионов и муниципальных образований возьми 1 августа равен 16,2 трлн руб. (около 15% прогнозного ВВП для 2019 год), следует из данных Минфина. Подотчет образуется путем сложения внутреннего и внешнего долга Российской Федерации, долгов субъектов и муниципалитетов, в том числе государственные гарантии по кредитам предприятий.
  • Ликвидные авуары государства — депозиты на счетах в ЦБ и банках в рублях и валюте — для ту же дату составили 17,6 трлн руб. (16,2% прогнозного ВВП), годится из обзора банковской системы ЦБ (.xlsx). Актив превысили долг еще 1 июня 2019 лета, показывают данные Минфина и ЦБ.
  • Точно в среднем же чистый долг расширенного правительства России оценивает рейтинговое агентство Fitch Ratings, сообщил РБК старший начальник Fitch, главный аналитик по российским суверенным рейтингам Эрих Ариспе. Ровно по данным Fitch, в 2018 году долг расширенного правительства России опустился по 14,6% ВВП, а государственные активы выросли прежде 13,4% ВВП, включая 3,9% ВВП в Фонде национального благосостояния (ФНБ) и 2,9% ВВП бюджетных остатков получи счетах Федерального казначейства.
  • Государственные депозиты — сие в основном ликвидная часть ФНБ, которая хранится бери счетах ЦБ в долларах, евро и британских фунтах, — 6,5 трлн руб. сверху 1 сентября, а также валюта, закупленная Минфином в январе—августе точно по бюджетному правилу, — 2,1 трлн руб. Сии средства пока не переведены в ФНБ — они находятся бери едином бюджетном счете Федерального казначейства и опять же размещены в Центробанке.
  • Также ликвидные активы включают остатки средств для счетах внебюджетных фондов, например Пенсионного фонда, что по состоянию на 1 января 2019 годы (последние данные Казначейства) держал на счетах и депозитах в Казначействе и банках 0,6 трлн руб.

В 2018 году Минфин закупил валюты держи 4,1 трлн руб., в 2019 году симпатия была зачислена в ФНБ. В текущем году закупки валюты в резервы продолжаются, ибо российская нефть на рынке стоит милее, чем цена отсечения в бюджете ($64,5 ради баррель в январе—августе против $41,6). С января объединение август на эти цели направлено паче 2,1 трлн руб. Объем ФНБ получай 1 сентября достиг 8,2 трлн руб., а его ликвидная приём — уже 6,5 трлн руб.

РБК уж обращал внимание на резкий рост государственных резервов в 2018 году, кто продолжается и в 2019-м. Объем наличной валюты и денежных средств в депозитах сектора госуправления в 2018 году вырос держи рекордные 3,87 трлн руб., что баш на баш $56 млрд, указывал РБК, ссылаясь нате данные Росстата о национальных счетах. Почти 3,9 трлн руб. прироста государственных депозитов — сие рекорд за все время публикации этой статистики (с 2012 годы).

Если провести аналогичные расчеты только на федерального правительства, окажется, что его ликвидные финансовые актив тоже превысили долг. На 1 августа общефедеральный госдолг составил 13,84 трлн руб. (12,8% прогнозного ВВП), а депозиты в ЦБ и коммерческих банках — 14,15 трлн руб. (13,05% ВВП).

РБК направил требования в Федеральное казначейство и Минфин.

Расплата за резервы — меньшенький рост экономики

Большие ликвидные резервы — сие осознанный выбор правительства, у которого как худо-бедно две причины для него, считает наместник директора группы суверенных рейтингов и макроэкономического анализа АКРА Димуся Куликов.

Во-первых, в условиях санкций и закрытия внешних рынков лимитроф вынуждено увеличивать накопления, чтобы гарантированно мостить свои расходы. Во-вторых, такая курс является следствием травмы 1998 года, в некоторых случаях краткосрочные заимствования вдруг оказались недоступны, а кинуть палку их было невозможно. «Сочетание сих двух факторов привело к крайне риск-ориентированной политике», — резюмировал Куликов.

Получай фоне наращивания госрезервов российская экономика демонстрирует низкие темпы роста: вслед за первое полугодие 2019 года ВВП увеличился всего на 0,7% в годовом выражении. Правительство проводит без меры жесткую бюджетную политику как с точки зрения контроля вслед за госрасходами, так и с точки зрения повышения налогового бремени получи и распишись экономику, отметила главный экономист Альфа-баночка Наталия Орлова. Обратная сторона такой политики — препятствование темпов роста ВВП, продолжила она. «Смета наращивает сбережения, по сути, изымая ресурсы у частного сектора», — сказала РБК Орлова.

В мире капля стран, у которых государственные финансовые активы, наравне и у России, превышают валовый госдолг. Например, неравенство госдолга Турции к ВВП по итогам 2018 возраст превышало 30% — в два раза пуще российского показателя, отмечает Антон Покатович с «БКС Премьер». Расплатой после такой уровень макроэкономической стабильности стали тура и скорость роста российской экономики, считает возлюбленный. «Фактическим лейтмотивом отечественной госполитики в 2019 году остается основное положение «стабильность превыше роста», — констатировал хозяйственник.

Подпишитесь на рассылку РБК.
Рассказываем о главных событиях и объясняем, что-что они значат.

Авторы:
Юля Старостина, Иван Ткачёв

Оставить комментарий