Главная » ФИНАНСЫ » «Калашников» вместо нефти. Зачем России гигантские военные расходы

«Калашников» вместо нефти. Зачем России гигантские военные расходы

Фoтo Сeргeя Бoбылeвa / ТAСС

Рoссия пытaeтся сдeлaть с вooружeния нoвую нeфть, зaмeстив oбoрoнными дoxoдaми нeфтeгaзoвую выручку. Oднaкo сдeлaть этo едва ли ли удaстся — oружиe кaк экспoртный тoвaр слишкoм oпaснo

Писaть o рoссийскoм вoeннoм бюджeтe aнaлитику всeгдa нeпрoстo. Яснo, чтo финaнсирoвaниe oбoрoны нeгaтивнo влияет в перспективы роста российской экономики. Впрочем, в такой степени происходит в любой стране: расходы на оборону — сие пассив, а не актив любого бюджета.

С-за секретности оценить масштабы этого ущерба экстремально. Согласно указу президента «Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне» к засекреченным статьям бюджета могут зачисляться сведения о финансировании разведки и контрразведки, оперативно-поисковый деятельности и борьбе с терроризмом, а также собственно оборонные издержки и прочее.

Всего на нужды обороны, подобно ((тому) как) можно понять из разных источников, уходит приближённо каждый пятый рубль из бюджета страны. Сие около 3,3 трлн рублей ежегодно, что-то составляет 4,2% ВВП. Россия находится в топ-10 стран таблица по расходам на оборону после таких государств, наподобие США, Китай, Саудовская Аравия. По последним данным, в этом году общероссийский бюджет потратит на оснащение Вооруженных сил РФ где-то 1,5 трлн рублей. Зачем страна направляет колоссальные капитал на оборону?

Оружие на экспорт

Одно изо объяснений состоит в том, что российские руководящие круги стремятся сделать из оружия «новую нефть». Предприятие в том, что до 2016 году страну совершенно сносно «кормил» экспорт нефти и газа. А опосля случился перелом. По итогам 2016 возраст федеральный бюджет России недосчитался порядка 2,97 трлн рублей, другими словами 3,5% ВВП, в первую очередь из-по (по грибы) сокращения нефтегазовых доходов.

Кроме того, умаление притока нефтедолларов усугубилось дипломатической войной Кремля с Вашингтоном и многочисленными шпионскими скандалами, которые привели к новым порциям болезненных санкций. В итоге недоля нефтегазовых доходов в общих доходах бюджета сократилась впредь до 36% (по сравнению с 50% в 2014 году, хоть (бы)).

Тогда и возник резонный вопрос: чем переменить. Ant. оставить выпадающие нефтегазовые доходы? В те годы власть имущие активно воплощали в жизнь программу импортозамещения. Да вскоре стало понятно, что при всех ее неоспоримых плюсах с экспортом агропромышленной продукции (исключая всем понятного зерна и древесины) у России обостренно не складывается. Так в поле зрения Кремля и российского правительства оказалась оборонка.

Извес, Россия могла бы сделать ставку получи что-то еще, но, к большому сожалению, ей выпали такие картеж. «Быстрого» товара на экспорт под рукой далеко не оказалось, а в мире возник спрос на карабин. А где есть спрос, там и предложение. И, к слову, Влад Путин оказался абсолютно прав в том, почто сирийские события, помимо их очевидного негативного эффекта, предоставили российским военным неформатный полигон для испытаний военной техники и, сколько реже упоминается в СМИ, фактически бесплатный исследование, причем такой, какого не получишь ни в одной военной выставке.

Трудности диверсификации

При всем том сделать из вооружения новый источник экспортного дохода не думаю ли удастся — слишком уж это казусный товар.

Во-первых, власти вроде бы позиционируют редкостность новых военных разработок в области вооружений и их недосягаемость ради других государств (что по некоторым характеристикам совершенно справедливо). Но как быть с тем, яко ради диверсификации экономики и ухода от «нефтяного проклятия» ВПК подвергает себя риску раскрытия секретных технологий? Все же именно к этому неизбежно ведет массовый экспортирование такой продукции.

Еще один болезненный угол зрения, не позволяющий говорить о ВПК как о «палочке-выручалочке» внешнеэкономической концепции развития России, — сие необходимость выстраивания обширной и разветвленной сети центров обслуживания такого порядка техники по всему миру.

Третья головоломность заключается в санкциях, которые такие поставки могут лимитировать. Недавняя история с самолетами МС-21, про которых из-за санкционного режима были перекрыты поставки материалов на композитного крыла самолета, вскрыла гораздо больше глубокую зависимость этих предприятий от импорта, нежели принято думать. И это опять же наводит получай дополнительные размышления о технической реализуемости такой экспортной диверсификации.

Знамо, Россия может, как водится, асимметрично отреагировать запретом поставок за рубеж ракетно-космических двигателей РД-180 иначе говоря даже палладия, который только из-из-за своего российского происхождения (РФ занимает бульон место в мире по производству этого металла) вырос в цене с середины прошлого годы на фоне усиления санкционного давления возьми 55%, — это абсолютный рекорд среди всех биржевых металлов. Чай такой подход едва ли можно пригласить рыночным.

Таким образом, понятно, почему издержки государства на оборону так велики. Развратница стоимость госпрограммы вооружения на 2011-2020 годы составляет в круглых цифрах 20 трлн рублей. Предполагается, что под 80% этих средств пойдут на закупку высокотехнологичного оружия, и сие может послужить мощным катализатором роста российских компаний ВПК. Рядом условии, что государство вновь не поменяет свою стратегию, ровно в последние годы случалось нередко и по разным причинам.

Да и то верить в то, что оружие — это лучшее, что-то может предложить миру Россия, все но не хочется.

Оставить комментарий