Главная » ФИНАНСЫ » Пространство для маневра. Чем опасны новые санкции США против России

Пространство для маневра. Чем опасны новые санкции США против России

Фoтo Brian Snyder / REUTERS

Рaсплывчaтыe фoрмулирoвки, кoтoрыми oпeрируют aмeрикaнскиe сeнaтoры в нoвoй вeрсии «aдскиx» сaнкций, дaют бoльшиe вoзмoжнoсти пo усилeнию сaнкциoннoгo дaвлeния нa Рoссию в любoй удoбный для того Вaшингтoнa мoмeнт

Aнoнсирoвaнный вeчeрoм в срeду, 13 фeврaля, сaнкциoнный зaкoнoпрoeкт oт aмeрикaнскиx сeнaтoрoв Линдси Грэмa и Бoбa Мeнeндeсa нaдeлaл (целый) короб шума и нагнал паники, причем даже промежду институциональных инвесторов и нерезидентов, что, в общем-так, довольно странно, если вспомнить, как чувствительно, даже с нетерпением, и именно в феврале все ожидали его появления. Проясняться такая нервозность может, наверное, только излишним оптимизмом позднее недавнего повышения рейтинга России от Moody’s и ожиданием аналогичного поступки от Fitch.

Отвлечемся от реакции финансового рынка и поглядим, чем, собственно, в реальности может грозить ненадеванный виток санкционного давления. Оговоримся сразу — основная запугивание от санкций для российского бизнеса состоит в книжка, будут ли прописаны вторичные санкционные распоряжения для тех неамериканских компаний, которые решат держать сторону или начинать с нуля коммерческую деятельность с попавшими перед ограничения партнерами из России. Если вторичных санкций ни -де-юре, ни де-факто не кончайте, то не стоит ожидать большого эффекта и ото новых санкций на сами компании — аллелопатия. Ant. несогласованность с американским бизнесом сейчас крайне ограничено и осуществляется чаще сумме по инициативе самих США в чувствительных интересах них вопросах.

Среди находящихся под угрозой российских отраслей экономики, упомянутых в законопроекте, значатся финансовая, нефтяная, газовая (СПГ-проекты) отрасли, IT, кораблестроительство и энергетика с госучастием за пределами России. Последнее особенно захватывающе, ведь энергетика включает в себя и электрогенерацию, в томишко числе атомную, и передачу электроэнергии по магистральным сетям, и сбывание.

Что касается банков — в законопроекте нет никаких конкретных имен, ни духу упоминания об отключении от систем платежей и блокировании долларовых расчетов, чай теперь под санкции может попасть каждый кому не лень «финансовый институт». Это гораздо более широкое и потенциально опасное означивание, позволяющее применить ограничительные меры к самым разным профучастникам рынка. Вот хоть, к банку или брокерскому дому, через каковой клиенты могут приобрести допущенные к биржевым торгам в России ценные бумаги попавших по-под санкции компаний и уж тем более новые выпуски ОФЗ для существенные суммы. Ведь такие сделки, особенно с ОФЗ, рядом желании могут быть расценены как «прямое сиречь косвенное финансирование вмешательства в работу демократических институтов».

Билль готовит заблаговременный удар по расширению присутствия российского СПГ нате европейском и азиатском рынках. При этом подо СПГ-проектами может подразумеваться что нравиться: и терминалы по сжижению, и пункты приема и регазификации, и танкерная переотправка с судов ледового класса для дальнейшей транспортировки в южном направлении. Последнее на азиатских поставок некритично, там используется российская регион, а для европейского сбыта перевалка пока привязана к норвежской юрисдикции — точно по крайней мере, до ввода в эксплуатацию комплекса сверху Кольском полуострове, а это еще минимум годы-два.

Участие в разработке российских нефтяных ресурсов — сие и вовсе максимально общая формулировка, под которую может попасть на поверку любой иностранный партнер, в том числе и производитель оборудования. Конечно, если действительно очень нужно, стенд можно произвести самим: были бы чертежи, а пока лучше — образец. Будет дорого, получится невыгодный сразу, но в итоге задача будет решена. Ключевым вопросом на этом месте является время — программы локализации и разработки аналогов теперь запущены практически во всех сферах промышленности, в томище числе и в подводной добыче углеводородов, и в судостроении (ото двигателей до навигационных систем), но давно первых результатов практически по всем с них нужно ждать еще от 3 до самого 15 лет. Столь долгого срока у России, живей всего, не будет, поэтому нормальная изделие, например, по проектам в коммерческом судостроении, кончай определяться тем, готовы ли партнеры стоять грудью свое участие в них и искать обходные пути.

Точки соприкосновения впечатление получается следующее: законопроект в том виде, делать за скольких он известен сейчас, является менее жестким, нежели прошлогодний радикальный вариант, и не предполагает неизбежного немедленного воздействия в экономику и финансы России. Однако он открывает незначительно более широкие возможности для планомерного усиления сего воздействия в перспективе нескольких кварталов, причем соответствующие решения могут предпринимать. Ant. кончать совершенно внезапно, в том числе и на уровне отдельных ведомств, а согласно некоторым пунктам — лично президентом США.

Хотя главное, вряд ли стоит сомневаться, какими судьбами этот законопроект последний. Вполне разумно намериться, что в рамках предвыборной кампании 2020 годы этот документ будет назван неэффективным и возьми свет появится нечто еще более радикальное. К этому и нужно вести подготовку, защищая свои отраслевые интересы. Худший изложение, возможный и в случае победы Трампа, и в случае прихода к администрация демократов в 2020 году, — это попадание в таблица стран-спонсоров терроризма. Тогда будет отнюдь не до анализа отраслей. Пока же впору выделить следующие чувствительные места: сельское экономика (запрет на поставки семян посевного фонда, смолта, молодняка, кормов и добавок) и атомная индустрия.

Оставить комментарий