Главная » КУЛЬТУРА » «С чувством голого реализма». Почему Илья Репин стал легендой ещё при жизни

«С чувством голого реализма». Почему Илья Репин стал легендой ещё при жизни

Сoврeмeнники срaвнивaли этoгo xудoжникa сo Львoм Тoлстым и дaжe с Иисусoм Xристoм.

«Кaзaлoсь нeвeрoятным, чтo oдин чeлoвeк – всeгo только лишь oдин чeлoвeк! – спoсoбeн зaпoлнить свoим плaмeнным твoрчeствoм oгрoмныe, нeoбoзримыe зaлы, a мeжду тeм экспoнирoвaлoсь eдвa ли бoльшe пoлoвины им сoздaннoгo…» Этo мoжeт пoкaзaться зaгoтoвкoй рeпoртaжa с нынeшнeй выставки, однако на самом деле относится к временам века уже прошедшим. Так Корней Чуковский описывал экспозиции Ильи Репина в советских музеях ­1920-х годов.

Энциклопедия в картинах

Картины Репина «Бурлаки сверху Волге», «Запорожцы пишут писуля турецкому султану» и, конечно, «Безграмотный ждали» намертво вошли в наш культивируемый код. Вершин славы Репин достиг покамест в 1910-х. Вот свидетельство художника Владимира Милашевского, кто приехал в Петербург в 1913 г. и никак не был в состоянии опомниться от встречи с «самим Репиным»: «Исполнение) каждого русского человека поколения моего отца Заступник, Толстой и Репин – абсолютные легенды, стоящие рукой подать на одной полочке». Сравнение художника с Пушкиным также родом из тех времён. Критик Виссарионка Белинский назвал роман «Евгений Онегин» энциклопедией русской жизни. Искусствоведу и критику Владимиру Стасову простого сравнения показалось недовольно. И он, пользуясь подчёркнуто теми же понятиями, ставит художника инда выше Пушкина: «Творчество Репина – энциклопедия пореформенной России».

Хотя столичные эстеты и снобы открыто издевались надо недалёкими курсистками, что приходили на выставки передвижников со словами: «Ахти, я в живописи ничего не понимаю, но у Репина ми всё нравится!» Логика проста – разочек Репин нравится таким вот «ценителям», получается, и сам он недалеко от них ушёл. Где-то – ширпотреб, поп-культура. Да и избыток его что-то…

«Полетишь навытяжку в рай»

С последним утверждением можно расписаться. Репин, разумеется, не Айвазовский, который написал паче 6 тыс. полотен, поставив абсолютный рекорд в русской живописи. Так и работам Ильи Ефимовича счёт тоже только и остается вести на тысячи.

Новое понимание феномена Репина. Т. е. сегодня читаются работы художника?

А это? Жажда наживы? Банальный графоманский свербеж? Чуковский, бывший одним из друзей Репина, считал приблизительно: «Художнический аппетит был у него исполинский. Едешь с ним в вагоне, в трамвае, и видишь… конца нет, хватает глазами и игру светотени, и компоновку фигур, и позы, и гримасы, и улыбки, – и чухалка у него становится как у лакомки во эпоха еды». Что это? Это просвет и любовь к своему делу, то есть дело. С ним можно только родиться.

Собственно, приблизительно и было. Когда маленькому Илье не исполнилось ещё раз и семи лет, он тяжело заболел, и есть такие «сердобольные» соседи уже готовились его отпевать: «А что тебе бояться умирать? Отрастут крылышки, и полетишь словно аршин проглотил в рай, у тебя грехов нет». А некто и не боялся. Только спросил: «А красочки и кисточки инде будут? Красочки, что по бумаге рисуют, и картон там есть?»

Эти вот веселость и любовь проявлялись в самых неожиданных местах. В своей усадьбе «Домашний очаг» он держал собак. И одна изо них как-то напрудила на белом снегу характерную лужу. От случая к случаю «собачье безобразие» присыпали, скульптор отреагировал неожиданно: «Вдруг Репин застонал мученически: «Что вы! Что вы! Я три дня хожу семо любоваться этим чудным янтарным тоном, а вам…» – и посмотрел так осуждающе, словно у него на глазах разрушили высокое работа искусства».

  • © www.russianlook.com / Илья Репин. «Портрет Николая II». Рядно, масло. 1896.

  • © РИА Новости / Илья Репин. Место картины «Бурлаки на   волге». Холст, прованское) масло. 1870-1873   годы.

  • © Commons.wikimedia.org / Илья Репин. «Портрет министра финансов Сергея Юльевича Витте». Виксатин, масло. 1903 год.

  • © Commons.wikimedia.org / Крепость Господня Репин. «Иван Грозный и сын его Ванюша 16 ноября 1581 года». Холст, оксоль. 1883 год.

  • © Commons.wikimedia.org / Илья Репин. «Портрет П. М. Третьякова». Основа, масло. 1883 год.

  • © Public Domain / Илюня Репин. «Портрет И. С. Тургенева». Холст, масло. 1974 годок.

  • Илья Репин. «Портрет Л. Н. Андреева». Холст, елей. 1904 год

Вот этого дерзкого и миром с тем по-детски наивного чувства реализма и поиска прелести там, где её вроде и быть мало-: неграмотный должно, ему простить не могли. Например, обер-прокурор Святейшего синода Константин Победоносцев был непримирим: «Пока что я видел эту картину и не мог впиться (взором на неё без отвращения. Удивительное ныне поступок: без малейших идеалов, только с чувством голого реализма и с тенденцией критики и обличения. Прежние картины того а художника отличались этой наклонностью и были противны». Рацея шла о многострадальном полотне Репина «Ванюта Грозный и сын его Иван», которое по сих пор находится на реставрации по прошествии второго в своей истории покушения вандала. А около «прежними картинами» явно имелся в виду «Протодиакон». Портретик чугуевского протодьякона Ивана Уланова, земляка Репина. Не кто иной это невинное полотно стало водо­разделом – немного погодя него к Репину будут относиться подозрительно, а картину отнюдь не пустят на Международную выставку в Париже якобы «обличающую Церковь и духовенство». Самое забавное, ровно никакого «обличения» и тем больше «карикатуры» в ней не было. После воспоминаниям очевидцев, протодьякону Уланову картина понравилась после того, что он «возгордился и стал невыносим». Несомненно и сам Репин хотел не «прохватывать», а показать удаль и ширь: «Полный он плоть и кровь, зев и рёв, слезы бессмысленный, но торжественный и сильный… Ми кажется, у нас дьяконы есть единственный ответ языческого жреца, славянского ещё, и это издревле мне виделось в моём любезном дьяконе».

«Красочки в раю»

В волюм, что портрет понравился модели, нет пусто удивительного. Здесь Репин применил свой отличный приём, после которого портреты получались слегка ли не более «настоящими», нежели оригинал. О чём говорил и критик Владимир Стасов: «С дерзостью смелого починателя спирт попробовал то, чего никто и нигде пока еще не пробовал: это изобразить творческую и работающую изнутри. Ant. снаружи головы мысль великого человека». Уловка был гениален и прост: «Усадив прежде собой человека и поработав полчаса в абсолютном молчании, Репин принимался не щадя сил расспрашивать его о его жизни и деятельности и иногда даже вовлекал его в спор… Дьявол почти всегда достигал цели: человек выпрямлялся, прожектора у него переставали тускнеть».

«Пенаты» в отдалении от родины. Почему Илья Репин отказался вернуться в Россию

Сие касалось всех направлений, где работал Репин. Историческая пастель, где он временами мог затмить пусть даже такого непревзойдённого мастера, как Василий Суриков. Неужто «жанр» – «презренные» бытописательные сценки. Репин поднял его возьми недосягаемую высоту «Бурлаков» и «Терновый венец­ного хода». Везде и всюду было одно: «Безвыгодный раз случалось замечать, что, даже эпизодически Репин пересказывал только что прочитанную книгу, дьявол невольно придавал её фабуле сценически помпезный характер, какого она не имела». Ведь же самое он проделывал и с реальностью, кое-когда писал картины. Именно поэтому окружающая дейст­вительность бери его полотнах более «настоящая», нежели была на самом деле. Нерв, биоэнергия, драйв – вот то, чем Репин брал позднее и берёт до сих пор.

Даже держи смертном одре 86-летний художник малограмотный расстался с этим свойством. Умирая, он сложил щипанцы характерным движением – так профессионалы берут в рычаги кисть. Возможно, закрывая глаза в последний разочек, он наконец-то смог убедиться, что-что «красочки в раю» для него сейчас приготовлены.

Оставить комментарий