Главная » КУЛЬТУРА » Село-призрак. Как мордовская этно-группа занялась песнями Кавказа

Село-призрак. Как мордовская этно-группа занялась песнями Кавказа

Кaк бaнaльную прeзeнтaцию музыкaльнoгo клипa, снятoгo нa aвaрскую нaрoдную пeсню, мoжнo прeврaтить в приключeниe с этнo-крaeвeдчeским уклoнoм.

Все этa истoрия нaчaлaсь с тoгo, чтo лидeр мoрдoвскoй этнo-группы «OЙМE» («Душa»), пoющeй нa эрзянскoм языкe (тaкoe мoжeт толкать(ся) тoлькo в Рoссии), рeшилa oбoгaтить рeпeртуaр кoллeктивa кaвкaзским фoльклoрoм.  

Гoрныe святилищa и кaмeннoe вoйскo. Чтo пoсмoтрeть в мае получи Кавказе и КМВ

«Сегодня Северный Черножопия мало кто посещает с этнографическими целями, — говорит Лиана Спиркина, этномузыколог по образованию и призванию. — Одни убеждали меня в томище, что фольклор в Дагестане есть, другие — что-нибудь носителей народных традиций уже не осталось и совершенно вытеснила пресловутая „свадебная попса“, исполняемая почти фонограмму. „Ни одной народной песни вас не запишете“, — говорили ми местные скептики, когда я оказалась в Дагестане. В итоге я пошла простым через: стала искать в Youtube кавказский фольклор. И нашла вроде песен, одна из которых, как ми показалось, была очень старинной. Она и привела меня в Гунибский сфера, где мы вместе с одной из бабушек записали эту народную аварскую песню. Возлюбленная меня учила правильному произношению. Пришлось покорячиться. Но трек получился на редкость удачным. Многие восхищались, просили разыграть послушать. Результат вдохновил нас на опус клипа, который снял режиссёр нашего первого ролика Сима Быканов. Получилась чудесная стильная история, основанная бери древней кавказской легенде о мифическом божественном персонаже — Матери ветра (Гьорол эбел), олицетворяющей природную женскую силу».

В ролике неслучайно красиво слово «помоги» на разных языках. Сие призыв спасти культурно-историческое наследие, в данном случае — древнее горное фактория Гамсутль, село-призрак, находящееся на грани исчезновения. Его-ведь и призывают спасти герои клипа Horolebel (английская запись аварского «Мать ветра»), которых сыграли самоё Ежевика Спиркина и аварец Муртазали Магомедов — реально существующий горец, житель Гунибского района. 

«Истасканно к Матери ветра люди обращались за через, но в нашей истории не аварец, — объясняет Кустарник Спиркина смысл происходящего в ролике, — а правильнее Мать ветра обращается к аварцу с просьбой помочь оберечь эту землю для будущих поколений. 

Благодаря чего слово „помоги“ на разных языках, в фолиант числе на аварском и моём родном эрзянском? Оттого что через эту землю прошли различные народы. Мы хотим подчеркнуть многогранность аварской культуры, впитавшей в себя преимущества не только предыдущих поколений, но и разных народов. Клипак не создавался для „внутреннего пользования“, я его делали не для Дагестана. „ОЙМЕ“ — международная аут. Так совпало, что клип, где поднимается проблематика сохранения национальных языков, культуры, вышел в 2019 году, какой-никакой объявлен ООН Международным годом языков коренных народов. Сие наше обращение ко всему человечеству — утаивать и беречь свою корневую культуру. Чтобы люда в свободном мультикультурном мире не растворился, а продолжал реагировать себя уникальной частицей мирового пространства, идентифицировал себя с определенными традициями. И непереводимый фольклор подходит для этого наилучшим образом». 

Порой знакомишься с Муртазали Магомедовым, понимаешь, что предпочтительно него никто не смог бы сняться роль защитника дагестанской земли. В прошлой жизни дядько Муртаз, как его с уважением называет местная подрастающее племя, преподавал рисование и черчение в школе, затем служил 3 годы на флоте, пару лет боролся с боевиками в качестве ополченца, занимался молодежной политикой и культурным наследием в качестве главы управления в местной администрации. В (настоящий Муртазали развивает туризм в регионе и в свободное эра, как выяснилось, играет горца в клипах. Благо вы решите отправиться в Дагестан (а оно того нужно), лучшего гида, чем Муртазали, вам безграмотный найти. В конце концов, он сам сейчас как достопримечательность. Достаточно пройтись с ним до Гунибу или по Чоху (соседнему горному селу с прекрасным этно-домом) — и тот и другой житель приветственно машет ему, а чаще — годится, чтобы поздороваться и выразить уважение.

Герой якобы модель поведения. Фольклорист из Чечни о томик, зачем нужен эпос

«Признаюсь, — говорит музыкант и аранжировщик Владимир Осинский, ответственный за студийную осколки работы над песней, — я ни возьми что не ориентировался. Ведь Питер Гэбриел и Стинг ни для что не ориентируются, когда вступают в неодинаковые коллаборации с носителями коренной музыкальной культуры. Кому с них что ближе: кто-тотяготеет к Африке, который-то — к Латинской Америке. У меня своё правила того, как должен звучать фольклор. Временами я впервые услышал эту песню, которую принесла Розоцветный, сразу понял, как лучше её отгрохать. Там очень красивое обпевание, причём совершенно не кавказское, особенно в финале. Это ближе к болгарской музыке.

У нас без- стоит задача любыми способами добиться высоких рейтингов и просмотров. В таком случае, что делает группа«ОЙМЕ» — сие совсем не коммерческая история. Но сие очень честный проект. Цель у нас простая: наябедничать до сегодняшнего зрителя, слушателя более доступными средствами народные мотивы. У нас в стране что песку морского интересных музыкальных традиций. Сотен аранжировщиков приставки не- хватит, чтобы весь этот массив народной культуры перебрать. 

Я этим всю жизнь занимаюсь и вижу, словно у нас, к сожалению, это всё в зачаточном состоянии. В пирушка же Америке, по сути, одна перемешанная блуграс-культура. Там это очень популярно: 80% радиостанций в США крутят блуграс-музыку. У нас нет ни одной, идеже можно было бы услышать корневую российскую музыку умереть и не встать всем ее многообразии. Мне нравится блуграс, я отсмотрел на Youtube массу фестивалей: выходят люд в шляпах и играют песни, которым по 150-200 парение. При этом публика их знает и поёт хором с музыкантами. Кантри-культура — это приставки не- только и не столько Шанайя Твейн иль Боб Дилан. Она гораздо многообразнее. Ми бы хотелось, чтобы и у нас было эдак же. Наша музыкальная культура богаче и разнообразнее, нежели кантри. Но к ней странное отношение, (языко к природным богатствам. Мол, этого добра и таково навалом, зачем его сохранять? Поэтому со своей стороны автор этих строк стараемся хоть что-то для сего делать». 

Несмотря на в таком случае, что старинная аварская песня звучит бог современно, Владимир Осинский не согласен с тем, а он пытается «осовременить» нецензурная брань. «Осовременивают, — говорит он, — нормально носители культуры. Я же не носитель её. Я нетрудно это так увидел и услышал. Deep Forest и Enigma в таком случае же самое делают с народной музыкой, у них такого рода же принцип: своё видение музыкального материала разных народов. Я себя, (само собой) разумеется, не сравниваю, но в этой связи вспоминаю Владимира Мулявина, который-нибудь родился в Свердловске и приехал в Белоруссию по распределению. Сверху него сначала были нападки из-ради непонимания того, что он делает. Тем невыгодный менее „Песняры“ состоялись, ибо что играли народные песни по-новому. Я о томик, что видение другого человека, не носителя культуры, может возыметь действие не в худшую сторону». 

Даровать такую работу нужно было, без сомнения, первое время в Дагестане, где клип вызвал неоднозначную реакцию. За его обнародования соцсети забурлили: дагестанцы чисто люди очень горячие и искренние восхищались, благодарили, а равным образом страстно гневались и даже проклинали создателей. Насыпь, предаете национальные корни и не чтите мусульманские устои. На это мудрый Муртазали, посмеиваясь, отвечает: «По фигу я хотел на мнение „комнатных Халтурин“ и „диванных критиков“. Ядро, что мне перед Всевышним и перед самим из себя не стыдно». 

После прекрасного вечера в Махачкале, включающего совместное дебют «ОЙМЕ», ансамбля «Дагестан», теле-ток-шоу-балета «Адемос» и дефиле моделей в одежде местного модельера-дизайнера Шамхала Алиханова, ты да я в составе группы из 12 человек (участники «ОЙМЕ», журналисты и действующее лиц клипа) отправились на экскурсию в Гунибский зона — в места, где был снят клипак. Удивило, что в небольшом селе Гуниб — вотчине Муртазали — кушать прекрасная современная, а главное, недорогая гостиница. Разве окажетесь в этих краях, не поленитесь прокурсировать по парку«Верхний Гуниб», идеже масса достопримечательностей, связанных с Кавказской войной: город, беседка Шамиля, Царская поляна, тоннель в пещере, протянутый для связи с военными частями. Всего в районе при 300 природных и культурных памятников федерального, республиканского и местного значения.

Наше четырехдневное авиапутешествие, совершённое в рамках презентации, разбило все мои стереотипы о Дагестане. Авантажно, безопасно, комфортно, гостеприимно, интересно, недорого и без памяти вкусно. С одной стороны — Каспийское поток, с другой — горы. «В мае принимаю первую туристическую группу изо Израиля», — хвастается Муртазали. «(надо, израильтяне посмотрели клип и захотели проехаться за местам съёмок», — шутили наш брат в ответ. 

Кстати, было полное чувствование, что Мать ветра незримо сопровождала нас в этой поездке. Вопреки на календарную весну, сильно продувало. Гляди она — сила света, сила энергии (немного не написал «тайги»), естественно, сила гор, ветра и музыки.   

Оставить комментарий