Главная » КУЛЬТУРА » «Ваганова – ужасна». За что любили и ненавидели легендарного педагога

«Ваганова – ужасна». За что любили и ненавидели легендарного педагога

Скoлькo лeт пoтрeбoвaлoсь Вaгaнoвoй, чтoбы избавляться из кoрдeбaлeтa в сoлистки, ктo из учeниц Aгриппины Якoвлeвны выжил ee с Мaриинскoгo тeaтрa и пoчeму грaждaнский супруг лeгeндaрнoгo пeдaгoгa тaк и нe жeнился нa нeй, рaсскaзывaeт AиФ.ru.

Узнaв oднaжды o тoм, что же в «Раймонде» будет выступать Гаша Ваганова, известный педагог и балетмейстер Мариус Петипа заметил: «Аспидски неудачный подбор танцовщиц. Госпожа Ваганова — ужасна. Нате балет не иду». Тогда дьявол даже не подозревал, что через целый ряд лет эта женщина не просто займет его участок в Мариинском театре, а станет легендарным педагогом и в весь мир прославит русский балет. К юбилею Агриппины Яковлевны АиФ.ru рассказывает о ее пути в профессии, многочисленных обожателях и ненавистниках. 

Огромный француз русского балета. Как сложилась долгоденствие Мариуса Петипа

Одна из теней в «Баядерке»

В хореографическое ремеслуха 10-летняя Агриппина попала не в силу того что, что мечтала танцевать или имела к этому данные. Ant. бездарность. Просто детей из бедных семей, а Вагановы приставки не- могли похвастаться хорошим материальным положением, ежеминутно отдавали в училище ради бесплатного пансиона. Физические исходняк девочки с самого начала оставляли желать лучшего, ровно по этой причине во время учебы с нее даже отказался педагог. Екатерина Вазем считала, яко работа с Вагановой — пустая трата времени и сил. Вместе с тем во время выпускных экзаменов Агриппина смогла представить неплохую технику, и девушку приняли в труппу Мариинского театра, естественное дело, только в кордебалет, в котором она застряла сверху довольно долгий срок. Позже Ваганова мало-: неграмотный раз шутила на эту тему, рассказывая, сколько много лет была лишь тридцать третьей тенью в «Баядерке». Игра в том, что в «сцене теней» сего балета задействованы тридцать две танцовщицы. 

К своему первому в жизни сбору труппы в Мариинском театре гризетка готовилась тщательно. Весь задаток зарплаты танцорка потратила на пошив наряда у портнихи. Как ни говорите, когда она пришла в новый коллектив, поняла, по какой причине одета беднее всех своих коллег. Ваганова вторично долго не могла позволить себе бриллианты, дорогое ткань или изысканные туалеты. Выбиться в ведущие солистки (и тем больше примы) с более внушительным окладом не было ни черта не стоит возможности, ведь тогда на сцене царила Матя Кшесинская, а позже Анна Павлова. И все а балерине выпал шанс отличиться. Однажды в пирушка самой «Баядерке», о которой беспричинно любила шутить танцовщица, заболела исполнительница одной изо вариаций. Агриппина с легкостью заменила коллегу. Первым (делом один раз, потом другой. Постепенно ради ней закрепился титул «царица вариаций» и ажно появились поклонники. Это стало ее маленькой победой надо собой и теми людьми, которые были уверенны, что-то максимум Вагановой — до конца дней исполнять в последнем ряду кордебалета. 

Проработав в театре 14 парение, танцовщица наконец-то получила повышение. В репертуаре балерины появились сольные партии. Ей аж дали станцевать в «Лебедином озере». При всем том театральное руководство сменило гнев на ласка слишком поздно, пенсия Вагановой была малограмотный за горами. Более того, официальный модальность балерины она получила за месяц по выхода на заслуженный отдых. В 1916 состоялся последний бенефис артистки, Агриппина танцевала главную партию в балете «Водоток». 

Не виси на палке, вроде белье!

Еще во время работы в Мариинском театре Ваганова смогла развернуть семью. Гражданским мужем танцовщицы стал в отставке полковник Андрей Александрович Померанцев. Официально дьявол был женат на другой женщине, да это не помешало ему переехать к балерине и начинать отцом ее единственного сына. Первенец родился у Агриппины в 1904 году, Померанцев тутовник же усыновил мальчика. Однако в 1917 году, неважный (=маловажный) выдержав хаоса и разрухи, которые принесла с на вывеску революция, Померанцев покончил с собой. В этот многосложный период танцовщица осталась одна с ребенком получи руках и практически без работы. 

В 1920 году Ваганову пригласили брать на буксир сразу в два места: в Государственное петроградское театральное школа и в театр. Через пять лет одна с ее учениц — Марина Семенова прославит наименование Агриппины Яковлевны. «Марина — прелюдия моей репутации педагога», — говорила Ваганова. Опять через три года обучение у нее закончила Галинка Уланова. Потом была Наталья Дудинская, Алуня Шелест, Нинель Кургапкина, Алла Осипенко и многие остальные талантливые балерины.

Ваганову-педагога всегда отличала притязательность и требовательность. Пытаясь добиться идеального исполнения, симпатия запросто могла сказать ученице: «Мало-: неграмотный виси на палке, как белье», «Маловыгодный облизывай ногой пол», «Вынь вату изо ушей» или «Это у тебя в чем дело? — рука или кочерга?». Так никто на нее не обижался, чай все знали, что научить искусству танца может не менее она. 

В 1931 Ваганову пригласили взять с бою пост художественного руководителя балетной труппы Мариинского театра, коли так он был переименован в ЛАТОБ имени С. М. Кирова. Получи новом месте Агриппина Яковлевна начала с того, ровно стала постепенно возвращать в репертуар снятые выше классические постановки. На сцене снова начали объявлять «Жизель», «Баядерку», «Лебединое лиман» и др. Но, она не могла невыгодный учитывать настроения, которые царили в тот не уходи в обществе. По этой причине был создан балет «Огненная стихия Парижа», который впоследствии стал одним с самых любимых у Сталина

Будучи худруком, в 1934 году Ваганова выпустила банальный учебник — «Основы классического танца». Сие своеобразная азбука для тех, кто связал свою биография с классическим балетом. Агриппина Яковлевна смогла разнести по рубрикам процесс обучения. Книга была переведена держи разные языки и много раз переиздавалась. В этом а году педагогу присвоили звание Народной артистки РСФСР. Продвижение шла в гору, однако буквально через ряд лет Ваганову ждал неприятный сюрприз с ее подопечных. На заседании худсовета в конце 1927 годы против Агриппины Яковлевны выступил ряд коллег и малость ее учениц. «Мы работаем в социалистическом государстве, а безграмотный в частной труппе, где пишутся свои уставы и законы», — заявила бери собрании Татьяна Вечеслова. Нина Млодзинская назвала Ваганову «властолюбивой и отнюдь не терпящей критики», а Уланова потребовала променять некогда любимого педагога: «Я считаю, который нужен новый человек для нашего художественного руководства, какой-нибудь бы творчески руководил балетом», — уверяла Галя Сергеевна. Агриппина Яковлевна тогда заметила: «… Кто есть какого (свойства у меня, может быть, как тут выражались, да некуда. Но, мне кажется, мягкотелые, приятные человеки дисциплины не введут. Дисциплина важна в каждом деле, а в нашем — особенно». Между тем от своей должности она впрямь отказалась, но преподавать не перестала. 

Плисецкая, которой я не знали. 13 фактов о великой балерине

(рабочая с Майей 

Во время войны, в 40-е годы, Ваганова попробовала наработаться в Большом театре, но в силу своего характера и острого языка малограмотный смогла надолго задержаться в столице. Главным балетмейстером тут-то был Леонид Лавровский, и однажды Агриппина Яковлевна имела нерассудительность высказаться в адрес его жены, балерины Елены Чикваидзе: «Будка, как арбуз», — заметила симпатия невзначай. Естественно, Лавровский не простил ей сих слов. По этой причине многие столичные танцовщицы лишились счастья попыхтеть с легендарным педагогом. Майя Плисецкая сильно жалела об упущенной потенциал, хотя она все же успела поковыряться в классе Вагановой непродолжительный период: «Дальше двух месяцев работы меня не узнали. Двуногий преображался даже после одной репетиции с ней. Я всю биография скорблю, что не позанималась у нее зато хорошо бы год, этого бы хватило нате всю жизнь», — говорила танцорка. 

Потом Ваганова звала Плисецкую в Северная столица: «Приезжай, мы сделаем „Лебединое“ в такой степени, что всем тошно станет». Мариша Семенова тогда вторила своему педагогу: «Трогай, Майя, ведь она умрет, и ты себя этого никогда не простишь». К сожалению, таким (образом и получилось. 5 ноября 1951 года Агриппины Яковлевны маловыгодный стало. Через шесть лет ее слава присвоят хореографическому училищу на улице Зодчего Росси в Петербурге, с которым была связана внушительная отрывок жизни этой легендарной женщины.

Оставить комментарий