Главная » НАУКА » Японские ученые признали генетически отредактированные продукты безопасными

Японские ученые признали генетически отредактированные продукты безопасными

Кoнсультaтивный oргaн близ Министeрствe трудa и здрaвooxрaнeния Япoнии зaключил, чтo прoдукты, пoлучeнныe с пoмoщью тexнoлoгий гeнeтичeскoгo рeдaктирoвaния, могут находиться (в присуствии) допущены на рынок без дополнительных проверок их безопасности вне стандартных для всех продуктов. Таким образом, Страна восходящего солнца последовала примеру США, где действует сходный подход, отмечает журнал Science.

CRISPR-редактирование растений с удобствами тем, что в идеале не оставляет (год) спустя себя в геноме никаких лишних следов, не считая нужной мутации (в отличие от традиционной генетической модификации с использованием генов других организмов). До этой причине FDA, главный регулятор США, скажем так, признало, что продукты, полученные при помощи CRISPR и других методов (в частности, шампиньоны, которые приставки не- темнеют на воздухе), не требуют специального регулирования, яко как с их точки зрения они неотличимы ото продуктов традиционной селекции. Тем не не столь, Европейский суд, напротив, приравнял такие растения к ГМО.

Теперича японские ученые рекомендовали министерству не вести дополнительных проверок безопасности, если при редактировании генома безграмотный используются чужеродные гены. «С точки зрения безопасности репорт между традиционными методами селекции и генетическим редактированием небольшая», — заявил японскому каналу NHK спикер комитета Хирохито Сонэ.

Рекомендации при этом предполагают, подобно как регулятор должен получить достаточную информацию о выбранном способе генетического редактирования, генах-мишенях и некоторых других деталях процесса — без участия этой информации возможны дополнительные проверки. Комиссия не высказался по поводу обязательности маркировки таких продуктов («традиционные» ГМО в Японии нужно подчеркнуть и тестировать на безопасность).

Позиция российских властей и науки сообразно этому поводу пока остается неопределенной. До того директор Института общей генетики имени Вавилова Алексаха Кудрявцев высказался против приравнивания генетически отредактированных организмов к ГМО в России, ровно это сделали в Евросоюзе. Выступая на президиуме РАН, Кудрявцев отметил, а такая мера приведёт к отставанию российской науки «надолго, ежели не навсегда».

Ключевые суесловие: