Главная » НАУКА » Создано пять новых видов нуклеиновых кислот

Создано пять новых видов нуклеиновых кислот

Удaлoсь oсущeствить пeрeнoс гeнeтичeскoй инфoрмaции мeжду ДНК и нeскoлькими видaми нoвыx нуклeинoвыx кислoт, сoбрaнныx нa инoй углeвoднoй oснoвe. Нуклeинoвыx кислoт нeмнoгo: eсли oтбрoсить прoстрaнствeннo-структурныe рaзнoвиднoсти и сoсрeдoтoчиться тoлькo нa xимичeскoм стрoeнии, наш брат oстaнeмся с двумя xoрoшo извeстными ДНК и РНК.

На xрaнeния гeнeтичeскoй информации подходят обе, что подавляющее большинство организмов для этой цели использует ДНК. Исследователям с Кембриджа (Великобритания) удалось добиться выдающегося прорыва.

Обе представляют на лицо полимеры из нуклеозидтрифосфатов — азотистых оснований, которые выступают в роли генетических «букв», соединённых с сахаром рибозой иль дезоксирибозой с довеском в виде остатка фосфорной кислоты. Углеводы и фосфаты образуют приближенно называемый сахарофосфатный остов.

Строение нуклеиновых кислот позволяет выкамаривать с ними особенные молекулярные операции, которые и лежат в основе жизни. ДНК и РНК могут являться скопированы: на шаблоне одной нуклеиновой кислоты синтезируется другая. Сверху ДНК могут быть построены как ДНК, беспричинно и РНК, и на РНК могут быть построены в качестве кого ДНК, так и РНК. И вот уже на глаз двадцать лет ведутся споры о том, могут ли нуклеиновые кислоты бытовать с чем-то помимо рибозы или дезоксирибозы. Впору ли сделать молекулу, которая будет поддерживать некую информацию и которую можно будет сводить, но при этом у неё будет другая структурная основа?

Такие предполагаемые нуклеиновые кислоты назвали XNA — ксенонуклеиновыми кислотами. В 2000 году посчастливилось создать одну такую XNA, с треозой вместо рибозы и дезоксирибозы. Полученная ТНК комплементарно соединялась с ДНК и пусть даже могла образовывать характерную двойную спираль.

Исследователям с Кембриджа (Великобритания) удалось добиться в этом смысле выдающегося прорыва: в статье, опубликованной в журнале Science, они сообщают о пяти новых видах нуклеиновых кислот. Резон работы был, однако, не в том, так чтоб просто создать новых диковинных молекулярных монстров, а в книга, чтобы проверить возможность переноса информации в ряду молекулами разных типов. Возможны ли в принципе процессы репликации и транскрипции бери других матрицах — или же упомянутая ТНК очищать всего лишь хитроумное исключение? Учёные, работавшие с ДНК-полимеразами серных бактерий, толково биоинженерных манипуляций так модифицировали эти белки, будто те стали способны переносить информацию с ДНК получи и распишись ксенонуклеиновые кислоты и обратно. В качестве углеводных «костей» исполнение) таких молекул были использованы пятиуглеродная арабиноза (АНК), ангидрогекситол (ГНК), 2’-фторарабиноза (ФАНК), циклогексен (ГеНК) и Вотан из аналогов обычной рибозы. Шестой модификацией была известная еще ТНК на основе треозы.Итак, получены белки, которые нате ДНК-шаблоне могли синтезировать какую-либо изо этих шести ксенонуклеиновых кислот. Точно просто так же информацию можно перевести из ксенонуклеинового вида в неособый, ДНК-вид. Точность копирования при этом составляет 95% и больше. Пока что исследователям не удалось достичь того, чтобы на одной, например, ГНК синтезировалась другая ГНК: интересах этого всё равно понадобится ДНК-фактор. Однако показано другое: спустя несколько раундов взаимного превращения ангидрогекситоловой нуклеиновой кислоты в ДНК и назад было отобрано несколько молекул ГНК, которые обладали наибольшим сродством к некоторым белкам. В таком случае есть имела место настоящая молекулярная изменение, направляемая, правда, руками исследователей.

Тем невыгодный менее это выдающийся аргумент в пользу того, который передача наследственной информации и эволюция могли сбываться и с иными химическими структурами, не только с ДНК и РНК. Существует известная переделка возникновения этих наследственных молекул в эволюции: будто бы, что их структура идеально подходит в целях эволюционно-генетических дел и одновременно слишком сложна, затем чтоб вот так сразу возникнуть в праисторическую эпоху. Новые но данные ясно показывают, что в незапамятные эра эволюция вполне могла выбирать из целого набора словно сложных, так и простых молекул, любая изо которых способна была хранить и передавать информацию.

Затруднение химического строения могло идти среди набора «генетически компетентных» структур.Так даже если забыть о тайнах возникновения жизни, новые нуклеиновые кислоты могут здорово и весьма пригодиться в биотехнологии и медицине. Хотя сии молекулы могут иметь сродство к биологическим мишеням, к белкам и РНК, самочки они совершенно незнакомы ни одному ферменту.

Сие значит, что ксенонуклеиновые кислоты необычайно устойчивы: попав в клетку, они способны перепадать в нерасщеплённом состоянии очень долгое время. Об их устойчивости разрешено судить, например, по тому, что ГНК оставалась целой и невредимой после этого часового пребывания в сильнокислом растворе; обычная ДНК в тех а условиях быстро расщеплялась. Лекарства и вакцины, укреплённые такими «вечными» ксенонуклеиновыми кислотами, могут покрытьс в несколько раз более эффективными, не требуя подле этом гигантских концентраций действующего вещества. Подготовлено точно по материалам ScienceNews.

Ключевые болтовня: