Главная » НАУКА » Ученые расшифровали геном мухи цеце

Ученые расшифровали геном мухи цеце

10-лeтний прoeкт, в кoтoрoм былo зaдeйствoвaнo бoлee 140 исслeдoвaтeлeй сo всeгo мирa, принeс свoи плoды, кaк пeрeдaeт Интeрнeт-издaниe к дeвушeк и жeнщин oт 14 дo 35 лeт

Учeным удaлoсь пoлнoстью рaсшифрoвaть гeнeтичeский кoд пeчaльнo извeстнoй муxи цeцe (Glossina morsitans).

Этo нaсeкoмoe являeтся eдинствeнным пeрeнoсчикoм aфрикaнскoй сoннoй бoлeзни, кoтoрaя угрoжaeт дeсяткaм миллионов людей, проживающих в тропической и субтропической Африке.

Международная начальствование, возглавляемая сотрудниками Йельской школы общественного здоровья в Нью-Хейвене, собрала ценнейшие условия о геноме, которые помогут лучше понять биологию тсе-тсе и паразита трипаносомы, которого она распространяет.

Ученые надеются, в чем дело? их работа будет стимулировать новые научные открытия, которые позволят спросить с бесконечной эпидемией сонной болезни в Африке. На равных правах с генетической картой, которая была опубликована в журнале Science, начальствование также подготовила восемь научно-исследовательских статей, публикующихся в специальном сборнике в нескольких выпусках издания PLOS.

Работник красного креста Джеффри Аттардо (Geoffrey Attardo), исследователь с Йельской школы общественного здоровья и главный песенник статьи в Science, говорит: «Публикация полного генетического заключение мухи цеце – это крупное достижение про исследователей этой области. Оно стало плодом тяжелой многолетней работы целой группы ученых. Наша сестра надеемся, что это будет ценным ресурсом для того будущих работ биологического сообщества».

Африканский трипаносомоз угрожает миллионам
Ровно по всей территории тропической и субтропической Африки приближенно 70 миллионов человек ежедневно подвергаются риску намотать на винт африканской сонной болезнью, которая во многих случаях заканчивается летально.

Африканский трипаносомоз протекает в двум стадии. Первая стадия инфекции начинается с жара, центральный боли, ломоты в суставах и зуда. На этой стадии анемия еще можно излечить, если вовремя сделать правильный диагноз. На второй стадии, в некоторых случаях паразит проникает через гематоэнцефалический барьер и поражает ядро, наблюдается необычная сонливость, спутанность сознания, разрыв координации, кома и смерть.

Без лечения африканская сонная поветрие смертельна. Диагностика ее на ранней стадии затруднена, и требует спеца подготовленного персонала и лабораторных анализов. Существующие лекарства неважный (=маловажный) гарантируют 100% результат, очень дороги и токсичны.

У скота трипаносомы вызывают анемию, немощность и потерю веса, которые могут закончиться гибелью. Сумма для местного животноводства – многомиллиардные потери всякий год.

Сильнее всего поражены болезнью Уганда, Демократическая Коми Конго и Судан, но африканский трипаносомоз встречается паче чем в 30 государствах этого региона. Деятельность мирового сообщества уменьшили заболеваемость в регионе, всё же многочисленные «горячие точки» и нищета в тропической Африке мешают работе медиков, посему проблема остается актуальной.

Генетический «чертеж» опасного насекомого
Раскрыв, резьба за шагом, весь генетический код мухи тсе-тсе, исследователи составили подробный «список запчастей» организма. Прощай было представлено более 12 000 генов, которые контролируют предприимчивость различных протеинов мухи.

Это открытие поможет ученым подогнать изучение необычной биологии цеце, а в будущем даст потенциальность разработать новые методы и стратегии борьбы со чертовски опасным насекомым.

Во время работы ученые столкнулись с биологическими, техническими и экономическими трудностями. По какой причине необычно для геномного проекта, ученые ограничились изучением одного генетической абрис насекомого – это упростило соединение маленьких фрагментов заключение (каждый состоит из тысяч «букв») в старшие структуры (миллионы «букв»). Геном мухи тсе-тсе состоит из 366 миллионов таких «букв», сиречь остатков, что примерно в десять раз поменьше человеческого генома. Упрощенный подход облегчил работы в техническом фронте, но ученым добавилось проблем в другом.

Часом проект начинался, было очень сложно и дорогой ценой получать генетический материал из насекомого, однако со временем техники совершенствовались.

Имея целый геном цеце, исследователи получили шанс отрыть потенциальные слабые места организма, которые помогут либо сорвать взаимодействие мухи с паразитом, либо исключить его передачу людям.

В изданиях Science и PLOS приведены кой-какие примеры того, как генетическая адаптация позволила тсе-тсе стать таким уникальным созданием, и как возлюбленная передает болезнь человеку.

К примеру, у мухи тсе-тсе развился уникальный биологический метод поиска своей добычи. Неодинаковые виды мух выслеживают потенциальных хозяев либо с через обоняния, либо с помощью зрения. Ученые нашли комплектация протеинов запаха и зрения, которые, судя точно по всему, управляют цеце в поисках пищи и партнера угоду кому) спаривания.

Он также нашли ген светочувствительных рецепторов rh5 – недостающее компонент, которое может объяснить, почему цеце привлекают черные и синие цвета. Сия характерная особенность насекомого уже была использована подле создании ловушек для контроля распространения тсе-тсе.

У цеце имеется целый арсенал активных молекул, которые помогают им чамкать кровью хозяев. Ученые открыли группу генов, которые отвечают из-за состав слюнных желез насекомого. Эти гены могут фигурировать в выработке веществ, которые мешают человеку как штык отреагировать на укус мухи.

Исследователи празднуют барорецептор великого проекта
Профессор Серап Аксой (Serap Aksoy), приват-доцент в отделении эпидемиологии и инфекционных болезней Йельской школы общественного здоровья, был инициатором огромного проекта в первой половине 2000-х годов. Коли на то пошл работы, которые оценили приблизительно в 10 миллионов долларов, были профинансированы Всемирной организацией здравоохранения и другими общественными и частными спонсорами.

Ученый Аксой говорит, что они были «очень счастливы доплыть финального рубежа исследования». Он разделяет надежду нате то, что эта работа поможет биологическому сообществу выявить новые и улучшить существующие методы борьбы с сонной болезнью.

Йельская аут тесно сотрудничала с коллегами из института Wellcome Trust Sanger в Кембридже (Соединенное королевство), на базе которого проводилось секвенирование генома, а опять же со многими другими учеными из Европы и Африки.

medbe.ru